Начавшееся в мае снижение цен на длинномерный прокат на мировом рынке продолжается и в июне. В Европе внутренние цены на арматуру понизились до 607-702 $/тн, цены импорта на условиях CFR – до 660-730 $/тн. Цены на заготовку пока стабильны (550-570 $/тн FOB), диапазон для падения еще есть, поэтому
мы прогнозируем дальнейшее снижение цены на 15-20 $/тн.Попытки китайских трейдеров поднять цены для нивелирования последствий введения с 1 июня экспортной пошлины (повышенной с 10% до 15%) успехом не увенчались. В настоящий момент мировые рынки не готовы к повышению цен на арматуру – спрос невелик, а конкуренция достаточно высока. Потребители китайской арматуры (и заготовки) из стран Персидского Залива отказались принять данные предложения китайских трейдеров. Вместе с тем, первая неделя июня показывает, что путем введения вышеуказанной пошлины китайское правительство достигнет своей основной цели – понизить цены на внутреннем рынке путем насыщения его дополнительным объемом арматуры. По данным Metalbulletin, внутренние цены на арматуру в Восточном Китае уже немного снизились и составляют в пересчете $447. Цены Южного Китая пока не изменились ($550).
За последнюю неделю мая, в связи с увеличением объемов экспорта производителями СНГ экспортные цены на арматуру из СНГ снизились на 20 $/тн до уровня 540-560 $/тн FOB Черное море. Вместе с тем, в начале июня экспортеры из стран СНГ попытались вслед за китайцами повысить цену. Но, на фоне более дешевой турецкой (а также румынской) арматуры, этот шаг оказался неудачным. Многие участники рынка полагают, что снижение цен на арматуру из СНГ продолжится и далее, хотя значительного снижения ждать не следует.
Прогноз – снижение цены на 10 $/тн, либо сохранение существующего уровня.Рынок заготовки в настоящее время почти полностью зависит от рынка арматуры, что вполне логично – доминирующую позицию сегодня уверенно занимают потребители, а не производители длинномерного проката.
При падении цен на арматуру, заготовка mutatis mutandis также упадет. В меньшей мере это может коснуться заготовки Китая и Дальнего Востока (в связи с наличием других рынков сбыта), а также американского рынка (который пока живет своей обособленной жизнью, хотя арматурный спад не миновал и его (минус 50 $ за короткую тонну)).На российском рынке, в связи с высоким внутренним спросом, в мае ситуация была прямо противоположная. Ни о каком снижении цены и речи быть не могло, рост арматуры в мае составил 3,74%. Если в начале мая арматура А500 предлагалась в среднем по цене 24301 р/тн (с НДС, склады Центрального региона), то к концу месяца средняя цена выросла до 25210 руб/тн. Но, как мы и прогнозировали ранее (
http://metalindex.ru/express/express_7.html ) российский рынок арматуры оказался недостаточно подкрепленным платежеспособным спросом, и, в условиях нарастающей конкуренции со стороны турецкой, белорусской , украинской и румынской (а восточнее Урала – и китайской) арматуры, показывает явные признаки приближающегося спада. Сравните текущие цены предложения отечественной арматуры (810-820 $/тн без НДС), белорусской(800 $/тн без НДС со склада в Подмосковье) и турецкой (610-630 $/тн CFR Новороссийск). Даже с учетом таможенных и транспортных затрат размеры ценовой дельты весьма аппетитны.
События первых же дней июня подкрепляют предположения о возможном падении цены. 30 мая «Мечел» распространил на первый взгляд малоприметный пресс-релиз об открытии нового удаленного склада ООО "Мечел-Сервис" в Ижевске. (
http://www.mechel.ru/news/article.wbp?article-id=67A13CF7-2B13-4FD1-9DBC-478678452DAF ) Однако последние два абзаца привлекли особое внимание участников рынка. Генеральный директор ООО "Мечел-Сервис" Андрей Пономарев упомянул о том, что «имея разветвленную сеть подразделений и значительный складской запас, "Мечел-Сервис" способен в полной мере удовлетворить потребности конечных потребителей металлопродукции минуя посредников». Означает ли это, что отныне «Мечел» прекратит отгрузки рядового проката сторонним трейдерам? Куда будет продан ранее предназначавшийся им объем металла (и весьма немалый, по нашим оценкам, 30-50 тыс.тн)? На экспорт? Чтобы усугубить описанную нами выше тенденцию по снижению цены? Вряд ли. В «Мечел-Сервис»? Сможет ли он переварить свалившееся на голову «счастье»? Сможет. Но маркетинговые войны, в частности, «захват» чужих заказчиков, бесплатными не бывают. Придется чем-то жертвовать во имя победы. Стратегий всего две – консигнация либо скидка. Иного еще никто не придумал. Предоставлять отсрочку платежа при отгрузке машинными нормами рискованно, замучаешься потом долги собирать. Следовательно – скидка. Сколько? Либо вариант третий – арматуры катать поменьше, катанки побольше. Загрузить «Мечел-метиз» под завязку, пока рынок проволоки стабильно идет вверх. Но таким образом можно уменьшить только объем арматуры 8 мм, остальную никуда не денешь – другие станы катают. Какой путь выберет сбыт «Мечела» (в руководстве которого, по непроверенным слухам, идут кадровые изменения) – вот вопрос. Пока же трейдеры сообщают о резко возросшем количестве автомашин у складов «Мечел-Сервиса». Следовательно,
наш прогноз на июнь – минус пятьсот рублей. Возможно, и минус тысяча.