В последние годы (2007г и первые девять месяцев 2008г) потребление продукции из качественного сортового проката показывало устойчивые темпы роста. Проблемы на финансовых рынках изменили эту ситуацию. Из-за недостатка денежных средств у потребителей и удорожания кредитов продолжается и снижение спроса на качественный сортовой прокат. Потребители стремятся снизить затраты на покупку сырья и материалов. Опасения участников рынка, о том, что проблемы финансового сектора будут перекидываться на реальный сектор, начинают сбываться. Прежде всего, от «засыпания» мировой экономики пострадали машиностроение и автомобилестроение.
По данным Росстата в октябре российская экономика показала первые признаки спада производства. Из 25 крупнейших промышленных регионов РФ, резкое снижение производства, зарегистрировано в десяти. Кризис в промышленности развивается в первую очередь в металлургической, химической и машиностроении. В четырех регионах спад производства составил более 10% - это Липецкая, Нижегородская, Вологодская и Челябинская области. В октябре сократились темпы роста инвестиций, оборота торговли, грузоперевозок, существенная часть экономики уже работала на склад. На то, что промышленность действительно испытывает серьезные проблемы, указывает динамика ж/д грузоперевозок. РЖД снизило в ноябре объем перевозок грузов более чем на 20 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, погрузка железной руды сократилась более чем в 2 раза, черных металлов – 39%, лома черных металлов – почти в 4 раза. С падением продаж у автомобилестроителей сложилась сложная кредитная нагрузка. Объявили о снижении производства российские автомобилестроители: ГАЗ, КАМАЗ, АвтоВАЗ. Дебиторская задолженность перед мет. комбинатами растет, сроки погашения нарушаются. Отказ поставщиков от отсрочки платежей может привести к остановке предприятий. ГАЗ и КАМАЗ уже останавливали конвейеры, а АвтоВАЗ продлевает новогодние каникулы до 25 января. Согласно проведенному Минпромторгом мониторингу ситуации в отраслях ОПК за последние три месяца, выраженных изменений спроса и объемов не произошло. Снижение спроса, вызванное, в первую очередь недостаточностью оборотного капитала и взаимными неплатежами, усугубилось падением цен на никель (цены снизились в период с сентября по первую декаду декабря на 10 215 $/тн) и ферросплавы. В результате, после продолжительного периода относительного спокойствия цены на сортовой качественный прокат пошли вниз.
Сложившаяся ситуация вызвала резкую озабоченность органов гос. управления РФ. Серия совещаний и поездок в регионы руководителей страны уже приводит к ослаблению финансовой напряженности. Ждут и уже получают реальную поддержку в виде кредитов, займов и т.п., предприятия машиностроительной, автомобилестроительной отраслей, и в первую очередь ВПК.
Уровень цен производителей на сортовой прокат в декабре (круг 60) без НДС, ж/д тарифа и технологических приплат.
МЗ им Серова, цены остались без изменений
ст. 20-50 – 27 000 руб/тн,ст.15х-40х – 29 000руб/тн ,ст.30хгса – 31 800 руб/тн ,ст.12хн3а – 62 800 руб/тн ,ст.60с2а - 32 000 руб/тн, ст.18хгт – 31 400 руб/тн
ОАО «Петросталь», цены снижены на 20%
ст. 20-50 – 23 890 руб/тн, ст. 15х-40х – 25 570 руб/тн, ст.30хгса – 30 340 руб/тн, ст.12хн3а – 59 680 руб/тн, ст.60с2а - 29 190 руб/тн, ст.18хгт – 27 020 руб/тн
ОАО Ижсталь ГК «Мечел», цены снижены от 15 до 25%
ст. 20-50 – 18 330 руб/тн, ст. 15х-40х – 21 330 руб/тн, ст.30хгса – 22 410 руб/тн, ст.12хн3а –41 720 руб/тн ,ст.60с2а - 25 690 руб/тн, ст.18хгт –22 980 руб/тн
ВМЗ «Красный Октябрь», снижение цен составило от 5 до 20%.
Ст. 20-50 – 22 030 руб/тн;ст.20-40х –27 000 руб/тн;ст.12хн3а – 61 260 руб/тн;ст.18хгт – 31 670 руб/тн;
Уровень цен на сортовой прокат (круг 30) без НДС, ж/д тарифа и технологических приплат
МЗ им. Серова, цены остались без изменений
ст. 20-50 – 28 000 руб/тн,ст.15х-40х – 30 000 руб/тн, ст.30хгса – 32 500 руб/тн,ст.12хн3а – 75 300 руб/тн,ст.60с2а – 33 100 руб/тн,ст.18хгт – 32 400 руб/тн.
ОАО «Петросталь», цены снижены на 20%
ст. 20-50 –25 560 руб/тн,ст.15х-40х – 27 360 руб/тн, ст. 30хгса – 32 660 руб/тн, ст.12хн3а – 63 860 руб/тн, ст.60с2а – 31 200 руб/тн,ст.18хгт – 28 900 руб/тн.
ОАО «Ижсталь» ГК «Мечел», цены снижены от 15 до 25%.
ст. 20-50 –18 580 руб/тн, ст.15х-40х – 21 750 руб/тн, ст.30хгса – 22 860 руб/тн, ст.12хн3а –42 020 руб/тн, ст.60с2а – 26 200 руб/тн, ст.18хгт – 23 440 руб/тн.
ВМЗ «Красный Октябрь», цены снижены на 7-12%
Ст.20-50 – 27 520 руб/тн; ст.18хгт – 32 730 руб/тн; ст.15-40х –30 690 руб/тн;
На калиброванную сталь снизили отпускные цены ОАО «Северсталь-Метиз» - на 15% и ОАО «Ижсталь» - на 20%. Оставили цены без изменений з-д им. Серова, ММК-Метиз.
Уровень цен на калиброванную сталь (круг 20) без НДС, ж/д тарифа и технологических приплат
ОАО «Северсталь-Метиз», цены снижены на 15%
ст.20-50 – 36 160 руб/тн,ст.15х-40х – 40 410 руб/тн, ст. А12 – 41 320 руб/тн
ОАО «ММК-Метиз», цены остались без изменений.
ст.20-50 – 37 440 руб/тн , ст.15х-40х – 43 640 руб/тн, ст. А12 – 46 380 руб/тн
ОАО «Ижсталь», ГК «Мечел», цены снижены на 20%
ст.20-50 – 30 630 руб/тн , ст.15х-40х – 39 170 руб/тн, ст. А12 – 35 350 руб/тн
МЗ им.Серова, цены остались без изменений.
ст.20-50 – 33 360 руб/тн, ст.15х-40х – 37 290 руб/тн, ст. А12 – 38 670 руб/тн
Уровень цен на калиброванную сталь (круг 10) без НДС, ж/д тарифа и технологических приплат
ОАО «Северсталь-Метиз», цены снижены на 15%.
Ст.20-50 – 37 590 руб/тн, ст.15х-40х – 42 010 руб/тн, ст. А12 – 53 950 руб/тн
ОАО «ММК – Метиз», цены остались без изменений
ст.20-50 – 39 940 руб/тн, ст.15х-40х – 45 660 руб/тн, ст. А12 – 47 650 руб/тн
ОАО «Ижсталь», ГК «Мечел», цены снижены на 20%.
ст.20-50 – 32 140 руб/тн, ст.15х-40х – 41 100 руб/тн, ст. А12 – 37 090 руб/тн
МЗ им. Серова, цены остались без изменений.
ст.20-50 – 33 360 руб/тн, ст.15х-40х – 37 290 руб/тн, ст. А12 – 38 670 руб/тн
Прогноз: по нашему мнению в декабре – январе цены на качественный сортовой и калиброванный прокат стабилизируются. В случае, если рост тарифов на энергоносители и ж/д перевозки не будет скорректирован в сторону снижения, то это приведет в дальнейшем к росту цен на 3-5%. Кроме того, должен возобновится спрос на сортовой прокат из углеродистых и других массовых марок качественных сталей, так как причины его снижения были связаны, в первую очередь, с недостатком оборотных средств у конечных потребителей.