Ситуация на мировом рынке стали еще совсем недавно, в начале сентября, внушала сдержанный оптимизм и надежду на грядущее восстановление спроса после мусульманского Рамадана. Но месяц прошел, а ожидания, как видим, не оправдываются. Добавляет негатива и падающий китайский рынок. По мнению авторитетного аналитического агентства SteelBenchmarker, регулярно публикующего отчеты об изменениях стальных цен, общая картина может говорить участникам и аналитикам рынка о том, что процесс восстановления рынка стали во всем мире замедляется, и это обстоятельство может поубавить число игроков, причисляющих себя к лагерю оптимистов.Пытаясь восстановить уверенность среди участников рынка, на протяжении месяца турецкие экспортеры удерживали цены заготовки стабильными - $460-470 за тонну fob.
Если раньше турки «выезжали» за счет дальневосточного спроса, то сейчас заказов со стороны Китая стало значительно меньше, что, как известно, объясняется продолжающимся падением цен на сталь внутри страны ввиду скопившихся запасов. Но, несмотря на вялотекущий спрос, некоторые турецкие заводы полностью укомплектованы заказами до конца октября, т.к. сделки с китайскими потребителями им удалось заключить до ухудшения ситуации. Однако, как и ожидалось, и как это бывало не раз, снова турков подвел лом. Цены последнего, смягчившись, заставили упасть и заготовку. Сейчас полуфабрикат предлагается в Персидский залив по $450-460 за тонну fob. Но, беря во внимание все равно достаточно высокие сырьевые затраты, значительного падения заготовки все же ждать не приходится. Внутренним покупателям турецкие заводы продают полуфабрикат на октябрь по $450-460 за тонну на условиях ex-works.
Из-за вялого спроса со стороны потребителей арматуры и достаточных запасов полуфабриката, импорт заготовки СНГ в страны Персидского залива в данный момент неактуален. И трейдеры, и перекатчики продолжают избегать российских и украинских предложений, несмотря на устойчивость последних - $480-490 за тонну cfr. Имеющиеся запасы позволят производителям ОАЭ, Саудовской Аравии, Омана и Йемена безболезненно продержаться как минимум несколько недель. В этой связи экспортеры СНГ попытались поднять цены полуфабриката для иранских покупателей. Но пока о продажах не слышно, поскольку большинство перекатчиков в Иране испытывают проблемы с финансированием, да и после Рамадана еще не все заработали на полную мощность. Потенциальный спрос иранских металлопрокатных заводов составляет более 10 млн тн полуфабрикатов (преимущественно заготовки) в год. Но из-за дефицита финансовых ресурсов реально они могут импортировать в два раза меньше – лишь 4-4,5 млн тн в год. Банки не желают предоставлять заводам аккредитивы, если предыдущие долги не были погашены. Но даже если не брать во внимание проблемы с ликвидностью, при цене заготовки СНГ $480-490, а арматуры на внутреннем рынке – $560-585, маржа у производителей заметно уменьшилась.
Ввиду того, что спрос на длинномерный прокат на азиатских рынках оставляет желать лучшего, а цены лома смягчились, цены заготовки также скользят вниз. К примеру, котировки импортной заготовки во Вьетнаме с $540-560 за тонну cfr упали до $525-530, некоторые продажи проходят даже по $500.
Пожалуй, единственным рынком, где цены полуфабриката действительно пошли вверх из-за роста спроса, является индийский, где с окончанием сезона муссонов активизировалось строительство, а с ним и спрос на длинномерный прокат. Внутренние цены полуфабриката составляют 22 000-22 500 рупий ($456-466) за тонну ex-mill, некоторые партии даже продаются по 23 000 рупий ($477). Ожидается, что положительная динамика продолжится, причины для роста цен есть.
Время дешевой заготовки и лома для турецких перекатчиков прошло. Снижение цен на HMS 1&2 ($2-4 за тонну) несущественное, издержки остаются достаточно высокими. Про заготовку и говорить нечего. При ее текущей стоимости и нормальной себестоимости переката (около $90), турецкая арматура должна продаваться как минимум по $550-560. Но этот уровень в настоящий момент недостижим. Две недели назад турецкие экспортеры подняли цены арматуры для потребителей Персидского залива до $520 за тонну cfr. Зачем было так поступать в разгар Рамадана – непонятно. Из-за вялого спроса и высоких запасов это предложение не нашло отклика у потребителей. Правда, турки утверждают, что небольшие партии им все же удается потихонечку продавать в Ирак по $480-490, а иногда и по $500 за тонну fob. Они с нетерпением ожидают возвращения ближневосточных потребителей после Рамадана. Однако, по словам дубайских трейдеров, ни о каком недостатке арматуры в ОАЭ не может идти и речи. Конечно, покупатели региона начнут пополнять склады определенными типоразмерами, но о массовом закупе речи не идет. Пока же у складских трейдеров запасов как минимум на 3-4 недели. Турецкие производители уже сократили производство. Возможно, им придется сократить его еще больше.
Ввиду более сильного спроса на внутреннем рынке, российские производители были вынуждены отозвать экспортные предложения материала. Большинство российских заводов в настоящий момент арматуру на экспорт не предлагают. Сейчас им выгоднее продавать по более высоким ценам внутри страны, поскольку уровень в $530 на условиях ex-works вполне реален.
Экспортные же цены арматуры СНГ неизменны уже на протяжении четырех недель - $470-480 за тонну fob Черное море. Но ни о каких подтвержденных заказах не сообщается. Конечно, ожидалось, что с окончанием Рамадана ситуация изменится к лучшему, однако существенного улучшения, похоже не предвидится ввиду слабого спроса и достаточного количества конкурентов.
Высокие запасы и слабый спрос не позволяют европейским ценам арматуры меняться в сторону повышения. На внутреннем рынке материал продается по ?370-380 ($543-557) за тонну (поставка в сентябре и октябре), т.е., цены неизменны почти месяц. Правда, высокие цены на лом позволили некоторым особенно отчаянным производителям выйти с предложением материала по ?400-420, но сделок на таком уровне пока нет. Большинство потребителей удовлетворяются покупкой небольших партий материала. Болгарская Stomana, возобновившая работу прокатных станов, предлагает арматуру по ?375-380. Болгарские же трейдеры, пытаясь разгрузить склады, предлагают материал по ?360-365 за тонну. Естественно, никакого желания покупать новую продукцию у них нет. Возможно в октябре, когда склады немного «подчистятся», закупки и возобновятся. Но в одном мнения участников рынка сходятся – восстановления спроса в Европе в этом году ждать не следует. Многие считают, что он останется таким же слабым как минимум в течение полугода. На экспортном рынке вроде бы наметились положительные сдвиги. На этой неделе отмечается рост активности со стороны алжирских покупателей. Сделки на небольшие партии материала в эту страну заключаются по ?370-375 ($547-562) fob порты ЕС.
После нескольких недель застоя начали расти цены арматуры на иранском рынке. Так, материал диам. 12-25 мм торгуется по 5,5-5,75 млн риалов ($550-575) за тонну ex-stock Тегеран, ранее цены не превышали 5,3-5,5 млн риалов. Однако некоторые участники рынка выражают беспокойство по поводу слабости иранского строительного сектора. Большинство трейдеров по-прежнему с опаской заключают новые сделки.
На фоне затянувшегося сезона дождей, и связанной с этим коррекцией прайсов в сторону снижения некоторыми производителями, цены арматуры в Юго-Восточной Азии смягчились. Малазийские производители предлагают материал по 2 000-2 100 ринггитов ($569-598) за тонну. Разница между ценами заводов и ценами спотового рынка (которые сейчас приблизительно равны 2 050 ринггитам за тонну) сузилась. Однако большее снижение маловероятно, поскольку и при текущих 2 000-2 050 ринггитах за тонну малазийские заводы кое-как выходят на показатели рентабельности. В Сингапуре цены арматуры NatSteel составляют 820 сингапурских долларов ($603) за тонну, с августа они неизменны. Но в Сингапуре удержать цены помогла реализация многочисленных инфраструктурных проектов, в числе которых строительство казино и расширение метрополитена. Крупнейший вьетнамский производитель, Vietnam Steel Corporation (VN Steel), отложил ранее планировавшийся двухэтапный сентябрьский рост как минимум до ноября. Цены арматуры у производителя составляют 11,7 млн донгов ($700) за тонну. Мощности загружены на 50-60%.
Из-за падения цен на внутреннем рынке, экспортные предложения китайской арматуры и катанки уже ниже $500 за тонну fob, т.е., случилось то, чего все ждали, но надеялись: «авось пронесет». Не пронесло, к сожалению. Арматура китайского происхождения предлагается по $480-500 за тонну fob, катанка упала до $475-505. Некоторые частники продают материал еще ниже – по $470-480. Небольшие партии китайские экспортеры поставляют в ЮВА. По слухам, Rizhao Steel предлагает арматуру в Южную Корею по $505 за тонну cfr, а в ЮВА – по $520 за тонну на тех же условиях, а Laiwu Steel – по $520-530 cfr. При этом японские производители на ноябрь предлагают арматуру корейским потребителям по $600-605 cfr. Правда, несмотря на высокие цены, корейцы пока предпочитают покупать материал японского происхождения, естественно, из-за лучшего качества. Плюс играет роль и психологический момент - «а вдруг китайцы еще скинут цены?».
На китайском внутреннем рынке цены продолжают скользить вниз, правда, очень медленно. Грядущая праздничная неделя (1-8 октября) также оживления не добавляет. В Шанхае арматура HRB335 продается по 3 380 юаней ($495) за тонну, катанка на таком же уровне. Заводы идут навстречу трейдерам и стараются привести свои явно завышенные прайсы в соответствие со спотовыми ценами. Так, второй по величине китайский производитель, Hebei Steel, снизила цены арматуры и катанки на 400 юаней ($58) до 3550 юаней за тонну. Большинство участников китайского рынка уже не ожидают дальнейших существенных падений, однако неуверенность в отношении спроса со стороны конечных потребителей сохраняется.
На российском рынке по-прежнему все более или менее спокойно. Вообще этот год (особенно его вторую половину) применительно к динамике цен арматуры, можно назвать самым спокойным (аномально спокойным) из последних двух лет. Поскольку мы уже начали привыкать к одному и тому же повторяющемуся сценарию, когда в мае цены взлетают просто до небес, а к концу лета обваливаются еще сильнее.
Но, повторимся, в этом году привычных ход событий был нарушен. И даже прогнозируемого нами ранее июльского всплеска не было, цены с апреля месяца двигаются вверх очень и очень плавно.
За прошедший месяц (25 августа-25 сентября) цены арматуры в прайс-листах металлотрейдеров Москвы и Московской области подросли на 7,6% (напомним, наш прогноз – 7-10%), что является максимальным показателем этого года (не считая февральского скачка). В прошлом месяце рост составил всего 3,4%. Сейчас средняя цена находится около отметки 19800 рублей за тонну с НДС.
Как мы и предполагали в предыдущем прогнозе, некоторые отечественные заводы, по нашим данным, оставили октябрьские цены на уровне сентября, другие же подняли их на 3-5%. Кто из них окажется прав, «покажет время». По нашему же мнению, в более выгодном положении будут те производители, кто оставил прайсы без изменений. Соседи-белорусы тоже активных действий не предпринимают, сохраняя все тот же сентябрьский уровень (цены 12 мм арматуры А500 составляют 15 000 рублей за тонну на условиях DAF граница Беларуси). По сообщению наших казахских источников, спрос в республике также довольно вялый, хотя ранее на сентябрь возлагались большие надежды.
По традиции коснемся ситуации в сфере потребления, т.е., в строительстве. По данным Росстата, в августе 2009 года в России было сдано в эксплуатацию 4 млн кв. м жилья – что на 4,2% больше, чем в августе 2008 года. Однако объемы жилищного строительства в прошлом месяце упали на 15,5%. По сравнению с июльскими показателями в августе темпы роста ввода площадей замедлились. По итогам семи месяцев объем строительных работ в РФ снизился на 18,5%. По словам В.В.Путина, за январь-август этого года ввод жилья в целом по стране составил 29,7 млн кв. м, что на 1,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако премьер отмечает, что «в значительной степени это все- таки заделы прошлого года» и статистика по итогам 2009 года вряд ли будет радужной. В тоже время, если верить чиновникам, лед потихоньку начал «трогаться». По словам главы стройкомплекса Москвы Владимира Ресина, в столице уже «разморожено» примерно 30 строек, ранее приостановленных из-за кризиса. Власти Москвы создали спецкомиссию, которая изыскивает возможности для возобновления строительства «замороженных» объектов.
В середине месяца правительственная комиссия одобрила предоставление беспрецендентных для строительной отрасли госгарантий группе ПИК. Сумма составила 14,375 млрд руб. Под них Сбербанк должен выдать девелоперу кредит в 28,75 млрд руб., часть из которых пойдет на реструктуризацию существующего долга в 14,2 млрд руб. перед самим Сбербанком, остальное на реализацию строительных проектов.
Прогоноз: в октябре каких либо существенных изменений рыночных цен мы не ожидаем. Скорее всего, сохранится сентябрьский уровень. Попытки поднять цены, конечно, будут, поскольку Рамадан, как никак, закончился. Но вот увенчаются ли они успехом? Навряд ли. Особенно, в условиях, когда Китай, очевидно, хочет выйти на рынок. В любом случае, октябрь российские производители вполне смогут продержаться на внутреннем спросе. А вот ноябрь грозит принести с собой снижение цен. Навряд ли большое (как раз должен вырасти спрос в Юго-Восточной Азии) - не более 5%, на наш взгляд.