Цены на мировом рынке стали продолжают падать. Причин несколько. Это и традиционно сезонный спад спроса, и избыток металла в связи с увеличением объемов производства при отсутствии роста активности покупателей, и китайская угроза, которая явный характер носит на рынке ЮВА и опосредованно сказывается на остальном мире. Дополняют эту череду отрицательных факторов падающие цены лома. На фоне слабого спроса и снижения цен лома, продолжает скользить вниз и турецкий полуфабрикат. Самым активным его потребителем остается Дальний Восток, но и здесь объемы продаж в последнее время снижаются. Небольшие партии продаются в среднем по $410-420 за тонну fob. Правда, некоторые заводы сделали попытку поднять цены до $420-425 fob, но подтверждения заказов на этом уровне не было.
На внутренний рынок турецкие производители предлагают материал на ноябрь по $400-405 за тонну exw, таким образом, видно, что и у экспортных цен еще есть немного запаса для маневра, и как минимум еще $10 они могут потерять.
Тем временем лом HMS 1&2 (80:20 mix) заказывается турецкими покупателями по $255-260 за тонну cfr Турция. Цены дробленого упали до $260-265 cfr. Большинство заводов в регионе оценивает свои затраты на производство заготовки из лома в $130 за тонну.
За прошедшую неделю заготовка СНГ упала на целых $25 за тонну, покупатели по-прежнему от закупок воздерживаются, заняв выжидательную позицию и надеясь на дальнейшее падение. Заводы предлагают материал по $380-400 за тонну fob Черное море, реальные сделки обычно не превышают $390 за тонну. В Иран заготовка ноябрьского производства предлагается по $460-465 за тонну cfr иранские северные порты, производители СНГ были вынуждены снизить цены с предыдущего уровня ввиду того, что, во-первых, запасов в стране было достаточно, а во-вторых, тот спрос, который имеет место сегодня, вполне может быть удовлетворен местными источниками. Складские трейдеры предлагают материал по 4,8-5 млн риалов ($480-500) за тонну. Несмотря на то, что, возможно, и прокатчики, и трейдеры все же разместят кое-какие заказы у заводов СНГ, удержать существующий уровень в ближайшие недели заводам, скорее всего, не удастся.
Индийские производители также не могут похвастаться спросом, на этом фоне они вынуждены корректировать прайсы в сторону снижения. Полуфабрикат предлагается по 20 000-20 500 рупий на условиях ex-mill, потери за несколько недель довольно ощутимы – 1 000-1 500 рупий за тонну.
Особенно отмечается ухудшение спроса со стороны конечных потребителей – производителей арматуры. Некоторые производители заготовки даже вынуждены прекратить продажи, т.к. уровень цен слишком низок. Другие же считают, что рынок заготовки должен все же стабилизироваться, поскольку падать дальше просто некуда.
В нисходящем тренде и экспортные цены на заготовку в ЮВА. Причины те же, что и в других регионах – низкий спрос и падение цен на лом. Сейчас полуфабрикат предлагается по $485-505 за тонну fob. Ранее торговцы надеялись, что после окончания сезона муссонов и после прохождении тайфуна вьетнамские покупатели вернутся на рынок, но этого не случилось. В Малайзии на цены оказывает давление и китайское предложение. Малазийские заводы предлагают заготовку по $485-495 fob. Лом HMS 1&2 (80:20) из США и Австралии предлагается по $320-$350 за тонну cfr.
Арматура скользит вниз следом за заготовкой. Нет ни одного региона, который бы мог похвастаться ростом цен, в нынешних условиях мало-мальская стабильность уже воспринимается, как благо.
Турецкие экспортеры, пытаясь заключить новые сделки, корректируют прайсы в сторону снижения, что на время дает какой-то эффект. Покупатели Ливии, Судана, Ирака и Дубаи купили небольшие партии на ноябрь по $450-460 за тонну fob. Но в целом, по словам турецких трейдеров, спроса практически нет, дубайские покупатели лишь мониторят рынок, реальные заказы – явление довольно редкое, поскольку участники настроены на дальнейший спад.
Как было сказано на 61-й конференции Irepas (международной ассоциации производителей и экспортеров арматуры), потребление арматуры в ОАЭ с прошлого года упало на 50% и составило 3,5 млн тн. По словам главы «Alam Steel» Bikram Bhatia, прокатные мощности в ОАЭ составляют 2,8 млн тн, поэтому избыточные объемы (напомним, с прошлого года на рынке оставался избыток материала в объеме 1,5 млн тн) оказывают свое негативное влияние на цены. А, учитывая ввод новых мощностей (к примеру, компания Conares к концу года обещает запустить в Jebel Ali новое производство мощностью 500 тыс. тн), надеяться экспортерам будет почти не на что. Но, как известно, надежда умирает последней. По словам того же Bhatia, спрос в Абу-Даби, основном потребители стали в ОАЭ, достаточно стабильный, поскольку здесь инвестируются значительные средства в развитие инфраструктурных проектов, а также в нефтегазовый сектор. Ожидается, что в 2010 году спрос здесь может вырасти на 20%. Но цены на нефть останутся для него (спроса) определяющим фактором. Внутренние цены на том же уровне - $450-460 за тонну, но на условиях ex-works.
Экспортные цены арматуры СНГ до сегодняшнего дня были стабильны и находились в паритете с турецкими, хотя участники рынка и предполагали, что в ближайшее время низкий спрос уронит их на величину до $50 за тонну. Что, в конечном счете, и произошло. Ноябрьская арматура упала до $430 за тонну fob Черное море. Катанка вслед за арматурой готова упасть до $410-430 за тонну fob.
В Европе цены арматуры составляют ?370-380 за тонну, на экспорт материал предлагается по $540-560 за тонну fob. В Великобритании небольшие партии материала ноябрьской поставки продаются по £340-350 ($555-570) за тонну. Британские трейдеры готовятся к «мертвому» сезону и ожидают, что в ноябре и декабре закупки вообще будут минимальными или даже прекратятся совсем, поскольку покупатели будут «переваривать» существующие у них запасы и вернутся на рынок только в начале следующего года.
В Индии ситуация довольно нетипичная. Несмотря на то, что цены заготовки (основного сырья индийских производителей) снижаются, цены арматуры пока устойчивы, хотя и производители, и трейдеры в один голос жалуются на слабый спрос, но мнения в отношении дальнейших перспектив разняться. Одни готовятся к худшему, другие же считают спрос может только улучшится, поскольку в ноябре и декабре ожидается активизация строительной деятельности. Тем временем, материал диам. 12 мм торгуется по 31 000-31 400 ($673-682) рупий за тонну.
На рынке Юго-Восточной Азии ситуация ничем не отличается от других регионов. Из-за слабого спроса внутри страны и падающих цен на мировом рынке, цены арматуры в Малайзии составляют 1 950 ринггитов ($577) за тонну. Заводы также привели свои прайсы в соответствие со спотовыми ценами – те же 1 950 ринггитов за тонну, хотя ранее предлагали материал по 2 000-2 050 ринггитов ($592-607). Несмотря на то, что после Рамадана некоторые строительные проекты были запущены вновь, спрос остается недостаточным. Существующих запасов покупателям хватит, чтобы продержаться какое-то время, в основном все участники ждут дальнейшего снижения, что, естественно, произойдет не без «помощи» Китая. Цены материала китайского происхождения уже упали до $530-540 за тонну cfr Малайзия, хотя большинство малазийских покупателей предпочитают материал местных производителей, как отвечающий ТУ. Но если цены на импорт будут падать, то они потянут за собой и цены малазийских производителей.
На плохие продажи жалуется и Vietnam Steel Corp (VN Steel). Производитель был вынужден снизить цены в прайс-листах на 400 000 донгов ($22,5) за тонну, что является самым большим в этом году снижением. После коррекции, цены производителя практически приблизились к рыночным, которые уступили вялому спросу, дешевому импорту и проблемам с кредитованием. Сейчас цены арматуры VN Steel составляют 11,3 млн донгов ($633) за тонну. Цены катанки упали до 11,1 млн донгов ($622). Примеру VN Steel последовали и другие сталелитейные заводы страны. По словам директора по маркетингу VN Steel Dao Dinh Dong, строительные проекты в стране остановились из-за сезона муссонов, и никаких признаков скорейшего их перезапуска не наблюдается. Ситуация ухудшилась из-за усилий вьетнамского центробанка по ужесточению правил выдачи аккредитивов, в связи с чем многие трейдеры отложили размещение заказов до лучших времен. Это, в свою очередь, вызвало дальнейшее падение продаж у заводов. Также на вьетнамский рынок оказывает негативное влияние импорт дешевой малазийской и китайской катанки, которая дешевле местной на $70-100. Китайская катанка предлагается по $550 за тонну cfr, а малазийский материал еще дешевле - $520 за тонну. В сентябре, из-за вялого спроса, потребление длинномерного проката во Вьетнаме упало на 28% (по сравнению с августом) до 288 000 тн. VN Steel, крупнейший производитель страны, ожидает, что его ноябрьские продажи упадут до 30 000 тонн, для сравнения, в сентябре они составили 50 000 тонн, столько же планируется продать и в октябре.
Снизила ноябрьские цены и корейская Hyundai Steel. Ноябрьскую арматуру компания предлагает по 500 долларов за тонну fob.
На фоне некоторого восстановления внутренних цен, экспортные предложения китайских арматуры и катанки немного окрепли. В основном цены арматуры вернулись к отметке $485-500 за тонну fob по сравнению с $480-490 в начале октября, катанка подорожала до $490-500.
Однако, китайские участники рынка отмечают, что в октябре, по сравнению с сентябрем, экспортный спрос ухудшился. Но если цены на внутреннем рынке останутся устойчивыми, то и экспортные упадут вряд ли. Тем не менее, большинство производителей настроено не очень оптимистично, поскольку понимают, что конкурировать с Турцией и СНГ проблематично.
На китайском же внутреннем рынке, после того, как цены строительной стали вплотную приблизились к стоимости затрат, наметилось улучшение. В Шанхае арматура HRB335 торгуется по 3390-3410 юаней за тонну ($497-500), что на 40 юаней выше, чем в конце сентября, катанка подорожала на 70 юаней и достигла отметки 3 400 юаней ($498) за тонну.
Но нас все-таки больше волнует «погода в доме», т.е., в нашей стране. Правда, похвастаться здесь нечем, и серое небо над головой вполне соответствует состоянию российского рынка. Дыхание зимы уже начинает ощущаться, и те, кто его еще не почувствовал, вскоре смогут в этом убедиться. Мы думали, что таких оптимистов уже практически не осталось - ан нет! К примеру, специалисты UBS считают, что ситуация в металлургическом секторе РФ улучшается. Согласен с ними и директор по корпоративным коммуникациям ОАО "НЛМК" Антон Базулев, который не только не ожидает серьезного снижения цен на сырье в ближайшем будущем, но прогнозирует улучшение ситуации на рынке металлов до конца 2009 г. за счет восстановления строительного сектора. Как говорится, дай-то Бог! Пока же подтверждения этим оптимистичным заявлениям не видно. К примеру, по данным Росстата, в сентябре 2009 года объемы ввода жилья в РФ упали на 9,7% в годовом исчислении – до 5,3 млн кв. м, объемы строительства - на 19,3%, до 365,1 млрд руб. Строительных работ за девять месяцев 2009 года было выполнено на сумму 2,6 трлн руб., что на 19,4% меньше аналогичного показателя 2008 года. Как заявил глава Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев, несмотря на то, что до недавнего времени объем строительства вполне соответствовал результатам соответствующих периодов прошлого года, вряд ли стоит ожидать схожих результатов по итогам 12 месяцев. По мнению г-на Яковлева, в IV квартале уже появятся сложности, поскольку до цифры прошлого года необходимо будет добирать уже несколько десятков миллионов квадратных метров, что, скорее всего, маловероятно. Также глава РСС отметил, что новых объектов практически не начинается и что 2010 год будет еще сложнее.
Тем временем, за прошедший месяц цены в прайс-листах металлоторговых компаний Московского региона потеряли не много – всего 1,3%. Но с середины сентября небольшое скольжение вниз отмечается
каждую неделю , что лишний раз доказывает, что, подняв октябрьские цены на 3-5%, производители поступили довольно опрометчиво, оставив трейдеров если не без хлеба, то без масла точно (напомним, октябрьские цены «Северсталь» подняла на 5%, к примеру, 12 мм арматура А500С производителя подорожала до 18500 рублей за тонну с НДС на для условиях ex-works. Рост цен НСММЗ составил 3%, цены 12 мм материала для Москвы – 16900 рублей за тонну с НДС). Сейчас средняя цена в прайс-листах трейдеров московского региона составляет 19550 рублей за тонну. Понятно, что в сложившихся условиях отечественные заводы приняли решение оставить ноябрьские прайсы без изменений. Хотя не исключено, что они еще могут быть пересмотрены, из-за нерадостной ситуации на рынке. И, естественно, не со знаком «плюс», поскольку очевидно, что формировать запасы к концу года вряд ли кто из трейдеров осмелится.
Прогноз: На фоне нехватки спроса как на экспортном, так и на внутреннем рынке, при благоприятном развитии событий, в ноябре удастся удержать цены арматуры на сегодняшнем уровне, хотя, на наш взгляд, и это маловероятно. Падение доллара, которое делает экспорт менее привлекательным, также играет против наших металлургов. Ноябрьское падение может составить около 3%. В декабре ситуация опять же будет зависеть от поведения экспортного рынка. Очевидно, что нисходящий тренд продолжится, по нашему мнению, потери могут составить 3-5%.