Цены на сталь на мировом рынке, как и ожидалось, начали год с роста, однако причиной его явилось, к сожалению, не оживление спроса (за редким исключением), а в большинстве случаев, рост издержек производства у производителей. Заводы, объясняя коррекции прайсов в сторону увеличения, в один голос ссылаются на цены сырья, электроэнергии и транспортных затрат. После почти месячного отсутствия на рынке заготовки СНГ, турецкие перекатчики вынуждены были вновь вернуться к закупкам, поскольку лом становится очень дорогим удовольствием. Заготовка, конечно, тоже сырье не дешевое, но, как говорится, из двух зол каждый пытается выбрать меньшее. И в сложившихся условиях многие турецкие производители предпочитают снизить производство нерафинированной стали, отдав предпочтение дальнейшему переделу заготовки, в зависимости от заказов. Небольшие партии материала на февраль уже закуплены некоторыми мини-заводами по $460-470 за тонну cfr, около четырех недель назад сделки заключались по $430-440. Как известно, европейский и американский лом, который в течение последнего времени рос еженедельно (что отчасти было вызвано ростом спроса со стороны производителей вследствие пополнения запасов, а отчасти небывало холодной зимой, которая была причиной снижения ломозаготовки) больно ударил по турецким производителям. Вследствие чего и внутренние цены полуфабриката в середине января подпрыгнули сразу на $40 за тонну. Такие производители как Çolakoglu, Isdemir, Icdas и Diler предлагают материал по $460-470 за тонну exw. Но в целом спрос на заготовку в Турции довольно слабый из-за недостаточного спроса на готовую продукцию.
Экспортные предложения турецкого полуфабриката на февраль пока остаются неизменными. Производители прикладывают массу усилий, чтобы обеспечить себя заказами. Материал предлагается по $480-490 за тонну fob, однако реальные сделки не превышают $470-480 на тех же самых условиях, объемы небольшие – 2-3 тыс. тн. По словам источников, ни Египет, ни Ближний восток турецким полуфабрикатом не интересуются, интерес проявляет лишь Дальний Восток, правда уверенности у продавцов в будущем нет, даже сейчас материал закупают в основном трейдеры, а не конечные потребители. Самыми активными участниками рынка турецкого полуфабриката остаются Сингапур, Вьетнам и Корея.
За неделю российский и украинский полуфабрикат подорожал сразу на $30 за тонну. Заготовка торгуется по $440-450 за тонну fob Черное море. Спрос со стороны потребителей Дальнего востока устойчив по причине хороших продаж длинномерного проката. Ближневосточные же покупатели остаются неактивными, поскольку при существующих ценах на импортную заготовку производство арматуры попросту становится нерентабельным, цены полуфабриката они считают просто «нереальными». Позволить себе покупку заготовки СНГ по $480-490 за тонну cfr персидский залив могут только крупные заводы. Сейчас предложения еще выше - $510-520 за тонну cfr, но трансформируются ли они в сделки, пока непонятно. Некоторые перекатчики заказали полуфабрикат СНГ в начале января по $460-470 cfr, сейчас груз прибывает в порты. Спрос на готовую продукцию в регионе пока остается на прежнем уровне. Иранские заводы, непонятно на что надеясь, предлагают заготовку в Залив вообще по $480-485 за тонну fob или $500-505 cfr, т.е., по цене местной арматуры. Естественно, сделок не зафиксировано. В самом Иране цены также идут вверх, хотя покупатели совершают сделки крайне неохотно, считая текущий уровень очень высоким. Большинство выжидают. Предложения достигли отметки $485-510 за тонну cfr.
На фоне практически полной остановки закупок, а также на фоне снижения цен ГБЖ (горячебрикетированного железа) в середине января обвалился индийский рынок заготовки. Предполагается, что на закупки повлияли слова представителей министерства металлургии, которые предложили предпринять ряд шагов с целью обуздания ценового роста. Плюс дешевый импорт. К примеру, цена импортной заготовки в Мумбаи в середине января составляла $410-415 за тонну cfr, что как минимум, на 3 500 рупий ($77) дешевле, чем материал местных производителей. Так или иначе, но после стремительного декабрьского взлета до 27 000 рупий за тонну, полуфабрикат упал среднем до 23 000-23 500 рупий ($505-515). Последние же продажи прошли по 23500-24000 за тонну ex-mill. Вообще цены заготовки в стране очень изменчивы. Некоторые заводы уже рассматривают возможность сокращения объемов производства, поскольку считают, что при таком повороте событий выиграют все. Будет ли принято подобное решение, станет известно на этой неделе. Большинство участников рынка считают справедливой ценой 25 000 рупий за тонну, и надеются, что все-таки этот уровень будет достигнут, поскольку традиционно спрос в последнем квартале финансового года (январь-март) улучшается.
Островком относительного благополучия является рынок ЮВА, где в середине января цены резко пошли вверх, поскольку здесь, в отличие от остальных рынков, рост вызван не только растущими затратами на лом, но и достаточно хорошим спросом. Предложения уже преодолели психологический барьер в $500 за тонну cfr. Так, материал из Таиланда и Малайзии во Вьетнам предлагается по $495-505 за тонну cfr, а японский полуфабрикат и вовсе котируется по $515 на тех же условиях. Многие участники рынка считают, что повышательный тренд продолжится, т.к. растут цены лома. Если в декабре котировки последнего составляли $330-380 cfr, то сейчас австралийский и американский HMS 1&2 (80:20 mix) уже предлагаются по $400 cfr, не исключается, что к концу марта он может достичь отметки в $450 cfr. Еще одной причиной роста цен заготовки считают малазийских экспортеров, которые «сидят» на запасах, ожидая дальнейшего увеличения цен. Многие вообще от предложений воздерживаются, но ниже $500 за тонну fob продавать не хотят. Причем желающие приобретать материал по этой цене уже есть, поскольку малазийская заготовка более конкурентоспособна по сравнению с турецкой, российской и корейской, цены которых на условиях cfr Юго-Восточная Азия составляют около $515 за тонну.
На фоне роста цен лома и полуфабрикатов, цены арматуры не могут оставаться неизменными, по всему миру заводы корректируют прайсы в сторону увеличения.
Турецкие производители работают на грани рентабельности. По их словам, если в феврале цены готовой продукции не вырастут, то многие вынуждены буду либо сократить производство, либо даже приостановить его. Виной всему рост цен на сырье и не оправдавшиеся надежды на восстановление ближневосточного спроса. Последние предложения для покупателей Персидского залива составляют $550-560 за тонну cfr ($540-550 fob), т.е., рост с начала года составил около $60 за тонну. Небольшие партии на февраль удалось продать в Северную Африку по $520-530 fob. Некоторые производители также смогли получить заказы на февраль со стороны египетских покупателей, но объемы небольшие, в основном, из-за высоких цен. Покупатели в Персидском заливе отклоняют турецкие предложения, отдавая предпочтение местным производителям, что вполне разумно, поскольку предложения складские трейдеров в ОАЭ не превышают 1950 AED ($530) за тонну, и их достаточно, а время выполнения заказа не превышает одной недели. Роста спроса на ближневосточном рынке пока не наблюдается. И если сейчас турецкие заводы еще могут поднимать цены, ссылаясь на затраты, то в начале весны, если ситуация не изменится, этой возможности у них, скорее всего, не будет.
Экспортеры СНГ продают февральскую арматуру по $460-470 за тонну fob Черное море, однако заказы получить не так просто. Тем не менее, новые предложения уже составляют $480-500 на условиях fob. Европейские участники рынка отмечают, что изобилия предложений СНГ не наблюдается, что, по их мнению, может означать, что производителям самим рыночная перспектива недостаточно ясна.
Несмотря на плохой спрос со стороны строительного сектора (который в том числе из-за погодных условий другим в настоящее время быть не может), европейские заводы подняли цены до
?380-390 ($540 -550) за тонну, сделок по ним пока нет. Болгарская Promet подняла цены для внутреннего рынка до $520-530 за тонну, правда при заказе больших партий предоставляются скидки в размере $7-10 за тонну. Однако европейские потребители не хотят приобретать материал даже по ?360-370 ($510- 525), поскольку у многих до сих пор достаточные запасы. Большинство участников европейского рынка не ждут его возвращения в ближайшем будущем, т.к. инвестиции в строительство жилья и развитие инфраструктуры остаются недостаточными.
В середине января окрепла арматура на иранском рынке, цены 12-25–мм материала достигли 5,7-5,8 млн риалов ($570-580) за тонну ex-stock Тегеран. Пионером роста стал Esfahan Steel, за ним, конечно, последовали и более мелкие производители. На этом фоне импортные предложения более привлекательны, что наглядно демонстрируют иранские покупатели, проявляя к нему все больший интерес. Если цены на внутреннем рынке смогут остаться на нынешнем уровне, то у иранских перекатчиков есть шансы удержаться на плаву, в противном случае потери неизбежны.
За последние 2 недели цены арматуры в Малайзии выросли сразу на 100 ринггитов ($29) за тонну, что, как и на других рынках, объясняется возросшими затратами на сырье. Диапазон прайсовых цен заводов составляет 2 100-2 150 ринггитов ($630-645) за тонну, что, по мнению местных аналитиков все равно недостаточно. Чтобы производители работали с 10%-й маржой, цены должны составлять как минимум 2200 ринггитов. Пока же многие заводы по-прежнему предоставляют скидки в размере 50-100 ринггитов за тонну. Участники рынка считают, что большинство производителей до окончания китайского Нового года никаких повышательных коррекций проводить не будут, поскольку с началом праздников (14 февраля), активность на малазийском рынке замедлится. Лом HMS 1&2 (80:20 mix) подскочил до $350-380 за тонну cfr Малайзия. Крупнейший вьетнамский производитель Vietnam Steel Corp (VN Steel) готов поднять цены арматуры и катанки до 11,8 млн донгов ($640) и 12 млн донгов за тонну соответственно.
На американском рынке цены арматуры не превышают $510-530 за тонну ex-works. Из-за слабого спроса в середине января компания Nucor отказалась от планов увеличения, надеясь осуществить задуманное в феврале.
За прошедший месяц цены арматуры в прайс-листах металлоторговых компаний московского региона подорожали всего на 0,6%. Так что этот январь вполне можно назвать аномальным, если сравнить его с первыми месяцами предыдущих двух лет. Хотя, интересен тот факт, что старт этого года (средняя цена на 14 января 2010 года составила 18130 рублей за тонну) и «шоколадного» 2008 года (средняя цена на 10 января 2008 года составила 18050 рублей за тонну) практически не отличаются. Однако прошлый кризисный год многому научил как российских производителей. Так и трейдеров, их действия стали более осторожными и продуманными. Конечно, ожидать, что одинаковый старт в начале года трансформируется в такую же похожую динамику в течение года, не стоит, участники рынка сходятся во мнении, что прогнозируемый среднегодовой рост цен может составить около 15-20% . И это еще не плохой показатель, поскольку в сфере потребления дела обстоят не лучшим образом.
Так, по данным центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ в четвертом квартале 2009 года индекс предпринимательской уверенности в строительстве в России увеличился на 3% и составил минус 17%. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что негативные тенденции в строительной отрасли ослабели, но не исчезли полностью. В 2009 году в российских регионах в 1,5-2 раза увеличилось количество объектов, сроки завершения строительства которых были перенесены из-за кризиса. Доля «замороженных» строек в разных регионах составила 20-70%. Как известно, прогнозируемый объем ввода жилья в 2009 году должен составить 52-53 млн кв. метров. Однако, по данным информационно-аналитического бюллетеня «RWAY», в нынешнем году он сократится еще на 15-20% и составит 40-45 млн кв. метров. Понятно, что дальнейшее развития строительного рынка зависит в первую очередь от уровня инвестиций. На протяжении всех месяцев прошедшего года это уровень снижался и в целом по России составил около 20%. Хотелось бы верить, что в этом году будут изменения в лучшую сторону. Однако, как показывает практика, планов в нашей стране всегда громадьё, а вот с их реализацией как-то не складывается. Поэтому говорить о выходе из кризиса, как минимум, преждевременно, особенно в условиях неэффективной работы банковского сектора в сфере поддержки реального сектора экономики. Однако читатель может возразить, что не одним жилищным строительством живет рынок, что есть еще Сочи, есть, в конце концов, строительство инфраструктурных объектов. Но потребление в Сочи не может заменить требуемый внутреннему рынку спрос, что касается остальных проектов, которые периодически заявляются властями, то в лучшем случае темпы их реализация сильно отстают от заявленных, а в худшем они и вовсе не доводятся до завершения. Помните столичную программу «Народный гараж», о которой так много говорили московские чиновники (читатель, наверное, уже криво усмехается)? Так вот, сдача большинства объектов, которая должна была завершиться в 2009 году, переносится на март 2010, правда чиновники признаются, что и в этой дате сильно не уверены. Похоже, что в нашей стране те проекты, которые анонсируются как «народные», обречены на провал.
Но вернемся к нашей арматуре. Если в январе российские комбинаты в большинстве своем цены снизили (Евраз на 8-10%, Северсталь на 4%, Ревякинский МЗ на 2%), то февраль станет месяцем возврата упущенной выгоды. На данный момент еще не все заводы анонсировали прайсы, но ожидаемый средний рост составит 10%. К примеру, февральская арматура Ревякинского МЗ подорожает на 9%, цены 12мм А500С определены на уровне 18300 fca Ревякино. Продукция соседей также выросла на аналогичный процент, правда при этом БМЗ пришлось менять котировки дважды, сначала комбинат поднял их на 5%, затем, поняв, что «продешевил», еще на дополнительные 5%. Таким образом, цены 12 мм арматуры А400/А500С составят 15168 за тонну без учета НДС daf граница Беларуси.
Прогноз: Учитывая рост цен на мировом рынке, на который ориентируются наши производители, февральский рост составит 10-12%, а вот в марте, если рынок не увидит увеличения потребления арматуры в странах Персидского залива и африканских странах, в лучшем случае - стагнация, а в худшем - снижение на 3-5%.