Сталь продолжат дорожать во всем мире. Однако спрос для продукции служит поддержкой лишь в отдельных регионах мира, а в большинстве, увы, ее движение вверх вызвано лишь ростом сырьевых затрат. В связи с этим возникает вопрос, смогут ли цены во втором квартале не просто удержаться, а достичь новых высот? Попытаемся разобраться.На фоне очередного подорожания лома, турецкие производители заготовки подняли экспортные предложения полуфабриката на $60. Сейчас материал предлагается по $550-560 за тонну fob. Однако, пока и трейдеры, и перекатчики сопротивляются новому уровню. Заказы проходят по цене $510-520 fob. Также турки ссылаются на возросший спрос со стороны потребителей ЮВА. По их мнению, как минимум, цены полуфабриката останутся устойчивыми (поскольку лом в ближайшее время вряд ли пойдет на спад), а как максимум – продолжат свой рост. На внутреннем рынке котировки составляют $550-560 за тонну exw.
Несмотря на не очень хороший спрос, производители заготовки СНГ также следуют общемировой тенденции и регулярно поднимают цены. Естественно, основная причина для оправдания такого галопирующего роста – лом, сбор которого из-за холодной зимы был затруднен. Сейчас в среднем полуфабрикат предлагается по $530-550 за тонну fob Черное море, что на целых $70 выше, чем $470-480 около двух недель назад. На турецкий рынок материал предлагается по $560-570 cfr, однако турецкие перекатчики предпочитают заготовку местных производителей, к примеру Isdemir, котировки которого находятся в пределах $550-560 exw. Т.е., в данный момент опять сложилась ситуация, когда цены заготовки СНГ сравнялись с ценами арматуры СНГ, но понятно, что долго такое положение вещей продлиться не может. Некоторые трейдеры считают, что заготовка через 2-3 недели вновь потеряет $20-30, поскольку спрос на нее недостаточный. Самым активным потребителем продукции СНГ остается ЮВА. Небольшие партии закупают потребители Тайваня, Вьетнама и Сингапура. Также материал потихоньку продается в Ливию и Египет.
Цены заготовки ЮВА достигли $600 за тонну cfr, поскольку рынок согласился с теми предложениями, которые еще недавно иначе как «сумасшедшими» не назывались. Заказы проходят по $565-600 за тонну cfr. Объемы сделок, правда, небольшие, самые высокие цены сделок на российский полуфабрикат - $590-600 cfr. Причем, предложения продолжают расти. Сейчас малазийский, тайваньский, российский и турецкий материал уже предлагается по $585-635 cfr. В Индонезии предложения заготовки, в основном из Малайзии, составляют $585-605 cfr, то есть, за неделю скачок составил $50-65.
На фоне улучшения ситуации на рынке, индийские внутренние цены заготовки значительно подросли. Еще неделю назад диапазон составлял 26 300-26 500 рупий ($580-585) за тонну. Основная причина роста конечно удорожание сырья (подорожало губчатое железо), однако и спрос вырос, поскольку производители арматуры начали пополнять запасы сырья, чтобы обезопасить себя от дальнейших ценовых увеличений. Тем не менее, как и полагали некоторые участники рынка, на этой неделе заготовка немного отыграла назад (300 рупий или $6). Однако считается, что нынешняя коррекция – явление временное и совсем скоро полуфабрикат вновь пойдет вверх, поскольку сырье падать и не думает. Тем более, приближается лето, а с ним, как известно, и активизация строительства, для которого потребуется арматура. В этой связи производители заготовки наращивают объемы производства, чтобы встретить грядущий спрос во всеоружии. Напомним, рынок заготовки в Индии оставался вялым на протяжении нескольких месяцев, с конца января материал торговался в пределах 23 000-23 500 за тонну на условиях ex-mill. В тоже время, некоторые индийские перекатчики считают, что дальнейший рост (после 26 500 рупий) будет медленным. Но большинство производителей полуфабриката верят, что к апрелю заготовка достигнет отметки 27 000-28 000 рупий ($595-615) за тонну ex-mill.
Потребители ОАЭ в большинстве своем по-прежнему вне рынка, они считают цены заготовки заоблачными, особенно, учитывая, что переложить затраты на потребителей арматуры не так-то просто. Одни перекатчики, как, например, Rak Steel, приостанавливают производство из-за «неподъемных» цен полуфабриката. Другие, правда, уверяют, что сырья у них достаточно, как минимум, на несколько недель работы.
На фоне роста цен лома и заготовки СНГ, турецкие заводы были вынуждены поднять предложения арматуры до $600-610 fob, однако заключить контракты на таком уровне им крайне сложно. В основном сделки проходят по $580-590 fob, но при этом заводы работают практически в убыток, поэтому понятно, что преодоление барьера в $600 – лишь вопрос времени.
Котировки арматуры СНГ находятся в диапазоне $570-590 за тонну fob Черное море.
Несмотря на вялый спрос со стороны покупателей, у которых достаточные объемы материала в запасе, европейские производители арматуры, ссылаясь на цены лома, корректируют прайсы со знаком плюс чуть ли не ежедневно. Материал подорожал уже на ?70 ($96). Небольшие партии мартовского производства продаются по ?440-450 ($590-600) за тонну. Предложения на арматуру апрельской поставки таких заводов как Feralpi, Riva и Badische Stahlwerke, доходят до ?480-490. На днях испанская Celsa подняла цены до ?500 ($675) за тонну. Более чем вероятно, что ее примеру последуют и другие европейские производители.
На рынке ЮВА наблюдается тот же ценоповышательный тренд, что и в других регионах мира, заводы корректируют прайсы со знаком плюс из-за растущих цен на лом, котировки которого подскочили до $420 за тонну cfr. В Малайзии арматура торгуется в диапазоне 2 100-2 200 ринггитов ($630-660) за тонну ex-works. Заводам, конечно, хочется еще более высоких цен, но спрос на рынке пока недостаточно сильный. Напомним, в начале февраля малазийским производителям пришлось даже снизить цены в прайсах из-за вялого спроса с 2 100-2 200 ринггитов за тонну до 2 000-2 100. Сказывается отсутствие в Малайзии мегапроектов. Потребление зависит от малых и средних правительственных проектов, таких как жилищное строительство и строительство моста в Пинанге. Некоторые производители надеются, что спрос улучшится к июню, когда закончатся переговоры по железной руде, а на горизонте могут появиться новые заказы.
Во Вьетнаме Vietnam Steel Corp (VN Steel), в ответ на возросшие сырьевые затраты, была вынуждена второй раз за март месяц поднять цены арматуры и катанки. Крупнейший производитель страны предлагает арматуру по 13,4 млн донгов ($700) за тонну, на прошлой неделе цены не превышали 12,3 млн. Катанка тоже подросла, хотя и поменьше – до 13,2 млн донгов за тонну (включая 10%-й налог). Напомним. в начале марта компания уже поднимала цены арматуры и катанки на 200 000 донгов за тонну. Большинство вьетнамских заводов уже последовали примеру VN Steel и подняли цены на 500 000-800 000 донгов ($27-43). Импортная заготовка во Вьетнаме подорожала до $630 за тонну cfr, на прошлой неделе диапазон составлял $565-600. Крупные партии лома HMS 1&2 (80:20 mix) из Европы и США и Ближнего Востока достигли отметки $460-470 cfr ЮВА. По словам источников, спрос на длинномерный прокат в стране хороший, поскольку март и апрель – жаркие и сухие месяцы, в связи с чем активизировалось строительство. В планах VN Steel увеличение мартовских продаж на 50%.
В персидский залив импортная арматура предлагается по 570-580 за тонну cfr. Но покупатели, как и ранее, предпочитают материал местных производителей. Вообще же, по мнению участников Арабского Металлургического Саммита, который прошел в марте в Маракеше (Марокко), спрос в регионе МЕНА (Северная Африка и страны Персидского залива) в этом году вырастет на 10%. Правда, в долгосрочной перспективе это вряд ли поможет зарубежным поставщикам, поскольку ожидается, что по мере ввода в эксплуатацию новых мощностей по производству арматуры, потребность в импортном материале будет падать.
Многие китайские экспортеры арматуры и катанки приостановили предложения материала из-за быстро растущих цен на внутреннем рынке. Им очень не легко определится с экспортными предложениями. Ожидается, что в ближайшее время повышательный тренд на внутреннем рынке сохранится. Те единичные предложения арматуры и катанки, которые все таки имеют место, в среднем составляют $600-610 за тонну fob (арматура) и $630 (катана). В Шанхае арматура HRB400 торгуется по 3 960-4 020 юаней ($580-588) за тонну. Катанка подскочила на 100 юаней до 3 970-4 060. Китайская Shagang Steel на днях заявила, что в этом месяце проведет еще одну коррекцию со знаком плюс. Также ценам оказывают поддержку и предложения других азиатских производителей. Так, недавно южнокорейская Hyundai Steel подняла экспортные предложения арматуры на $40-50 до $620-630 за тонну fob.
За прошедший месяц цены в прайс-листах металлоторговых компаний московского региона прибавили всего 3,4%. И это несмотря на 7%-й мартовский рост заводских прайсов! Комментарии по поводу спроса на российском рынке, как говорится, излишни. Сейчас средняя цена арматуры составляет 19300 рублей за тонну с НДС. На апрель рост цен заводов составит те же 4-7% от мартовских. К примеру, ссылаясь на рост производственных затрат, определился с ценами Ревякинский МЗ. Базовые цены 12-мм арматуры А500С на апрель составят 20500 за тонну fca Ревякино. Арматура Евраза подорожает на 4%, цены 12 мм А500 определены на уровне 17169 exw. Но вот выдержит ли российский рынок очередной подъем? Нам это представляется сомнительным.
Да, весна, да, при благоприятных условиях должно активизироваться строительство (что мы и наблюдали в предыдущие годы), но это еще не значит, что так оно и будет в году нынешнем. Как мы писали ранее, в 2010 году (и, скорее всего, в следующем) восстановления спроса на строительный металл вряд ли возможно. Тем более, когда чиновники уже даже не пытаются бодро рапортовать, что, мол «увеличим, обеспечим, построим», а осторожно говорят, что в нынешнем году ожидаются объемы строительства на уровне прошлого года (около 60 млн кв. м) и заботливо советуют банкирам не инвестировать в недвижимость (19 марта выступая на банковской конференции, глава российского Минфина Алексей Кудрин назвал сектор недвижимости самым высокорисковым с точки зрения качества активов и предостерег банкиров от чрезмерного увлечения инвестициями в недвижимость). Также г-н Кудрин подчеркнул, что возвращения цен на докризисный уровень ждать не стоит. В тоже время, другой известный российский чиновник, глава московского стройкомплекса Владимир Ресин, уверяет, что, к примеру, в столице объемы жилищного строительства вырастут на 200-500 тыс. кв. м (по сравнению с 2009 годом) за счет именно инвестиционного, а не социального жилья. Тем временем, традиционный российский лидер по строительству и вводу жилья в эксплуатацию Московская область в январе снизила показатели строительства жилья на 42,4% по сравнению с январем 2009 года. Также на прошлой неделе стало известно, что проект строительства 1,5 млн кв. м жилья для военных под Подольском и в Балашихе столкнулся с тем, что у властей Подмосковья нет средств на возведение необходимой инфраструктуры, в связи с чем либо будут сокращаться заявленные объемы строительства, либо как минимум на год будут отложены сроки введения жилья в эксплуатацию. С Сочи тоже не все так однозначно. Например, бывший председатель Госстроя России, вице-президент Российского союза строителей (РСС) Анвар Шамузафаров считает, что уже сегодня из-за непрофессиональных организационных решений при строительстве Олимпийских объектов в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке существует реальная опасность не успеть достроить все начатые объекты. "А через полгода мы пройдем точку невозврата и просто физически не сможем достроить их, если не начать назначать профессионалов", - комментирует отстранение от должности Круглика Шамузафаров.
По данным Росстата, объем строительных работ в I квартале 2010 года в РФ может уменьшиться на 6%. В I квартале 2010 года 80% руководителей строительных организаций не ожидают изменения экономической ситуации в отрасли, 8% считают, что экономическая ситуация в строительстве улучшится, 12% ожидают ее ухудшения. Число заключенных договоров в отрасли может уменьшиться в I квартале на 5%, а численность занятых сотрудников - упасть на 8%.
Прогноз: Учитывая растущие сырьевые затраты, которые ведут к удорожанию заготовки, последняя будет за собой тянуть и цены арматуры. В апреле рост цен на мировом рынке может составить 3-5%. Однако внутренний уже дает понять, что желания заводов не совпадают с его, российского рынка возможностями. Поэтому уровень выше 23500 рублей за тонну вряд ли возможен. В мае очень многое будет зависеть от спроса на рынках Европы, Ирана и, как ни странно, Туркменистана, который в ближайшее время обещает увеличить потребление (как известно, правительство страны намерено воплотить в жизнь масштабную и грандиозную программу по строительству различных объектов. Только в 2010-2011 гг. планируется освоить в ходе строительства около $23,6 млрд.). Если потребление в вышеназванных регионах возрастет, то арматура прибавит еще около $40.