Воодушевление на рынке длинномерного проката, начавшееся в конце февраля после китайских новогодних праздников и вызванное сначала ростом сырьевых затрат (в частности, лома), а потом и подкрепленное увеличившимся спросом, сменилось сначала стагнацией, а теперь уже и снижением спроса, и, как следствие, цен. Тем не менее, ожидать, что ситуация на рынке круто изменится, не стоит, поскольку недостаточный спрос в значительной степени компенсируется увеличением издержек производства. Турецкая заготовка, остававшаяся стабильной ($660-670 fob) в течение 2-х недель (со второй недели апреля) под воздействием снижения лома также пошла на спад. Сейчас полуфабрикат потерял как минимум $50 и предлагается по $600-620 за тонну fob. Некоторые заводы вообще воздерживаются от предложений полуфабриката на экспорт по причине значительного падения цен. Правда, многие участники рынка считают, что долго такая ситуация не продлится, поскольку дальневосточные цены на железную руду постоянно растут, что в конечном счете приведет к росту цен на лом, а они, в свою очередь, поддержат и заготовку. В любом случае, даже если и будет дальнейшее снижение, то сырьевые затраты будут препятствовать тому, чтобы оно было значительным. Пока же турецкие потребители закупку лома возобновили, однако им удалось продавить цены на $40 вниз. К примеру, HMS 1&2 (80:20) заказывается по $400-420 cfr, котировки дробленого - $425 на тех же условиях.
Цены полуфабриката СНГ практически аналогичны турецким, подорожав за месяц на $60 и достигнув более чем полуторагодового максимума, уже две недели они держатся на уровне $620-630 за тонну fob Черное море. Заводы медлят с объявлением майских цен для экспортного рынка, поскольку оценивают свои затраты на лом, а также следят за развитием событий. По словам представителя одного из украинских заводов, с ценами есть некая неопределенность. Отдельные производители сделали попытки поднять полуфабрикат до $640-650, но безуспешно.
Ближневосточные перекатчики, надеясь на то, что цены в ближайшее время пойдут на спад, избегают закупок заготовки. Небольшие партии майского материала все же были проданы в регион по $670-680 за тонну cfr Персидский залив (620-630 fob Черное море) т.е., уровень стабилен.
В Иран полуфабрикат СНГ предлагается по $680-685 за тонну cfr иранские северные порты, Некоторые иранские торговцы и перекатчики, обычно импортирующие заготовку СНГ через Каспийское море, сейчас спешно аннулируют заказы. В свете падения цен арматуры и возможности их дальнейшего снижения, новые заказы размещать никто не спешит.
Цены заготовки в Юго-Восточной Азии, которые в марте росли слишком быстро, также демонстрируют признаки смягчения. Сейчас котировки составляют $610-640 за тонну cfr, диапазон предложений из Турции, России, Тайваня и Малайзии также сузился - $640-660 cfr. Спрос и в Индонезии, и во Вьетнаме слабеет, многие считают цены завышенными, в любом случае, потребители не хотят платить за полуфабрикат более $600-620. К тому же и лом расти перестал. Некоторые участники рынка считают, что заготовка в ЮВА достигла своего максимума, поскольку цены готовой продукции не могут расти такими же темпами, какими рос полуфабрикат.
В Индии точно такая же тенденция – на фоне снижения спроса на арматуру идут на спад цены заготовки. Последняя сделка прошла по цене 26 500-26 700 рупий ($600-605) за тонну. Но многие участники рынка все же настроены оптимистично, поскольку спрос летом на длинномерный прокат в Индии обычно достаточно хорош.
Традиционно турецкие производители арматуры являются «локомотивом» роста цен, за ними, как правило. «подтягиваются» производители СНГ. Только не на этот раз. Впервые с начала года цены турецкой арматуры опустились ниже цен российского и украинского материала. На фоне снижения лома, а также вследствие насыщения ближневосточного рынка продукцией (к тому же заказанный ранее материал продолжает прибывать в порты ближневосточного региона), турецкие прокатчики были вынуждены снизить цены майской арматуры как минимум на $50-60 за тонну. И ожидается, что такими сговорчивыми они и останутся в ближайшее время, и данная понижательная коррекция не последняя. Сделки заключаются по $640-650 за тонну fob. Небольшие партии поставляются в Саудовскую Аравию, Кувейт и Дубаи. Также рыночные источники считают, что египетские покупатели до мая воздержатся от закупок турецкого материала, поскольку ждут анонсирование цен Ezz Steel.
На фоне дефицита материала на местном рынке, сложившимся вследствие сохранения 5%-й импортной пошлины, правительство Саудовской Аравии пошло навстречу производителям и подняло верхнюю границу цен на арматуру до 3 000 риалов ($800), напомним, ранее, установленный в начале года «потолок» составлял $600 за тонну exw. Но аравийские производители отказались продавать материал по этой цене, что вызвало его нехватку на местном рынке.
Производители СНГ, пытавшиеся в апреле поднять экспортные цены до $720-730 fob и потерпевшие неудачу, пока заняли выжидательную позицию, оценивая ситуацию на экспортном рынке. Но в любом случае, на этой неделе цены уже будут озвучены и вряд ли они будут сильно отличаться от турецких. Пока же российский и украинский материал на $50 дороже.
В Иране импортная арматура упала до $755-765 за тонну, котировки местной - 7,6-7,7 млн риалов ($770-780) за тонну.
На внутреннем рынке Европы падение лома пока не отразилось на ценах арматуры. Хотя рынок вял, материал достаточно стабилен. Производители Португалии, Испании и Италии всеми силами удерживают цены на прежнем уровне. В Германии, где спрос чуть лучше, цены доходят до ?570, на оптимизме отдельные немецкие производители даже пытались довести их до ?620, но безуспешно. В Южной Европе цены выше ?550-560 не поднимаются. На Блканах спрос очень слабый. Многие потребители не закупали арматуру уже в течение нескольких месяцев. Производителям приходится прикладывать массу усилий, чтобы продать материал в Польшу, Болгарию, Косово и Албанию. Естественно, европейские заводы стремятся реализовать продукцию на экспортном рынке. Один из самых активных покупателей европейского материала - Алжир, где спрос со стороны строительного сектора достаточно сильный. Алжирское правительство инвестирует огромные суммы в развитие инфраструктуры и строительство жилья. А единственный в стране производитель арматуры ArcelorMittal Annaba не может удовлетворить все потребности в материале. Активна и Ливия. Европейский материал предлагается в регион по ?530-540 за тонну fob.
Юго-Восточная Азия, пожалуй, остается единственным регионом, где повышательный тренд арматуры еще сохранился. Так, в Сингапуре, на фоне сообщений о квартальном росте ВВП на 32,1%, котировки достигли S$960-980 за тонну. По словам трейдеров, на арматурном рынке страны сейчас очень «жарко». К тому же правительство страны пересмотрело свой прогноз в отношении годового показателя ВВП в сторону увеличения с 4,5-6,5% до 7-9%. Ожидается, что более быстрый экономический рост подстегнет реализацию новых проектов, что повлечет за собой и рост потребления стали. В Малайзии же, по мнению местных источников, внутренние цены арматуры, возможно, достигли максимума, поскольку три основных фактора (вялый спрос, конец роста цен на лом, снижение цен заготовки) в данный момент мешают дальнейшему ее укреплению. Хотя цены сделок за прошедшие две недели немного подросли (с 2 200-2 350 ринггитов до 2 250-2 350), цены предложений остались на прежнем уровне - 2 350-2 400 ринггитов ($735-750) за тонну.
В южном Китае котировки доходят до 4500-4900 юаней за тонну, ожидается, что в последующие месяцы рост продолжится, несмотря на предупреждения CISA (China Iron & Steel Assn) о том, что высокие запасы при относительно низких экспортных объемах грозят переизбытком, по это причине ассоциация против любого значительного роста цен.
Несмотря на то, что бразильские Gerdau и ArcelorMittal Brasil отрицают намерение поднять цены арматуры, трейдеры полагают, что это все-таки произойдет. Предполагаемый рост составит не менее 5%, что позволит компаниям компенсировать предоставляемые в прошедших четырех месяцах скидки. Внутренние цены на арматуру диаметром 10-мм в юго-восточной Бразилии сейчас составляют приблизительно 2 550 реалов ($1 440) за тонну, для сравнения, в середине декабря диапазон составлял 2 700 реалов. Импорт, несмотря на высокие фрахтовые ставки и 12%-ю пошлину на ввозимый материал, растет с середины прошлого года. В январе этого года объем поставок составил 698 тн, в феврале он более чем удвоился и достиг 16 899 тн, а уже в марте преодолел рубеж в 17 255-тн. Тем не менее, из-за того, что бразильский институт стали IABr всеми силами стремится вставить импортерам «палки в колеса», предполагается, что объем поставок из-за границы в последующие месяцы временно снизятся.
В апреле на отечественном рынке цены арматуры галопом устремились к докризисному уровню, причем темпы роста нарастают. Так, если в первые недели апреля материал в среднем прибавлял по 5%, то на прошлой неделе он подпрыгнул на целых 9%. Всего же за месяц в прайс-листах металлоторговых компаний московского региона арматура подорожала на 23,8%(!). Сейчас средняя цена составляет 24500 рублей за тонну с НДС. Для сравнения, подобный уровень (плюс несколько сотен рублей) был зафиксирован на нашем сайте в последнюю декаду февраля 2008 года, когда цены стремительно набирали обороты, и затем в октябре, когда сломленные кризисом, также стремительно падали с заоблачных высот. Понятно, что для российских комбинатов ориентиром при ценообразовании служат мировые цены, которые практически весь апрель шли вверх. Да и завершение переговоров по железной руде между австралийскими поставщиками и азиатскими производителями позволило рассчитывать на то, что потребители в любом случае никуда не денутся, и вынуждены будут мириться с аппетитами производителей.
Однако российские участники рынка наверняка задаются вопросом, а как же у нас, неужели ожил долгожданный спрос, разморозились стройки, строители начали активно скупать арматуру, а трейдеры спешат ею забить склады, и прошлый год останется лишь в кошмарных снах? Вроде бы и Премьер Владимир Путин, выступая на заседании Госдумы с отчетом правительства о результатах деятельности за 2009 год заявил, что «рецессия в нашей экономике закончилась. Это не значит, что кризис закончился окончательно, но рецессия – она действительно приказала долго жить. Ключевые отрасли реального сектора, финансовая система выходят из периода глобальных испытаний и выходят в хорошей форме, как говорится, в тонусе». Так и хочется воскликнуть: ура, товарищи, ура! Но давайте все-таки вернемся к упрямой статистике и посмотрим, в каком тонусе находится одна из отраслей реального сектора.
В опубликованных 19 апреля Росстатом данных о социально-экономическом положении России за первый квартал 2010 года говорится, что в марте ввод жилья сократился на 20,8% по отношению к марту 2009 года, а за первый квартал 2010 года падение объемов сдачи жилья составило 8,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По мнению ряда экспертов, государственные закупки жилья, на которые возлагает большие надежды правительство, не помогут остановить спад, жилищное строительство будет падать еще некоторое время.
Тем не менее, весеннее оживление все же началось. По данным аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», сейчас недели не проходит, чтобы тот или иной застройщик не объявил о начале нового строительного проекта в нижнем ценовом сегменте – в одних случаях на этапе покупки земли или заключения инвестконтрактов, в других – при выходе на площадку или старте продаж. В то же время, как пишут «Ведомости», несмотря на начавшееся весеннее оживление, размораживание проектов происходит нелегко. По словам гендиректора «Миэль-новостройки» Марии Литинецкой, большинство банков по-прежнему не готовы кредитовать девелоперов». Алексей Федоткин, старший вице-президент Промсвязьбанка, рассказал, что, хотя введенный в 2009 г. их акционерами прямой запрет на финансирование девелоперов формально отменен, тем не менее и в 2010 г. финансировать их банк практически не будет. Максимум, который думает выдать на стройку Промсвязьбанк в этом году, составляет $100-150 млн, в основном старым клиентам.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты прогнозируют, что к концу 2010 г. — началу 2011 г. на первичном рынке столицы будет продаваться либо «чистое поле за забором» либо новостройки на начальной стадии строительства. Девелоперы, разморозившие проекты в текущем году, потратят на согласования-стройку, особенно монолитных домов, не менее двух-трех лет. Но застройщики уже развернули масштабные распродажи котлованов. И продажи идут, заявили опрошенные риэлторы крупнейших московских агентств.
Прогноз: В связи с изменением повышательной тенденции на экспортном рынке в противоположную сторону, и нереальностью ранее планировавшегося российскими меткомбинатами уровеня майской арматуры в $710-730, осуществленный в конце апреля металлоторговыми компаниями рост цен в прайс-листах представляется нам максимальным. При благоприятном развитии событий, в мае сохранится достигнутый на сегодняшний день уровень цен, в противном случае, падение может составить 3-5%.