Депрессия на мировом рынке стали продолжается. И даже всплеск турецкого спроса на лом и последовавший за ним рост полуфабрикатов и арматуры уже не вводит участников рынка в заблуждение. Многие понимают, что явление это отнюдь не перманентное, и вскоре, в лучшем случае, все вернется на круги своя. Ждать в ближайшее время каких-либо положительных сдвигов вряд ли приходится. Об этом, выступая на 25 конференции "Steel Success Strategies”, заявил и Лакшми Миттал, По мнению главы ArcelorMittal, мировой спрос на сталь не сможет вернуться к докризисным уровням как минимум до 2013 года. В данный же момент Европа входит в пору летнего замедления, ближневосточный рынок никаких признаков оживления не подает, закупочная активность со стороны американских потребителей также упала. Единственной положительной новостью в последние недели можно считать изменение налоговой политики Пекина. Некоторые производители полагают, что отмена Китаем с 15 июля возврата НДС при экспорте 48 видов стальной продукции увеличит конкурентоспособность их товаров. Несмотря на вялый спрос, турецким мини-заводам удалось поднять цены заготовки, что произошло благодаря росту цен на лом в среднем на $15 за тонну (за прошедшие две недели турецкие заводы заметно активизировались, заказав как минимум 21 партию или 600 тыс. тн лома по цене $312-317 cfr ( HMS 1&2) и $317-320 cfr (дробленый)). Таким образом, в настоящий момент небольшие партии турецкого полуфабриката продаются по цене $470-480 fob, что на $20 выше, чем $460-470 неделей ранее. Покупатели ЮВА и Северной Африке уже согласились с 20-долларовым повышением. Тем не менее, спрос на турецкую продукцию оставляет желать лучшего.
Производители СНГ, которые, как полагалось, могут опустить июльские котировки (а некоторые уже начали воплощать это в жизнь), пошли вслед за турками. Объясняя свои действия ростом затрат на лом (лом происхождения СНГ и США подорожал на $15-20 за тонну) и увеличением спроса, они подняли экспортные котировки полуфабриката на $40. Заказы проходят по цене $450-460 за тонну fob Черное море по сравнению с $420-430 на прошлой неделе. По их словам, заготовка довольно активно покупается потребителями Дальнего Востока, Иордании, Сирии, Италии и Северной Африки.
Итальянские производители пытаются увеличить долю рынка. Все больше полуфабриката поставляют они в северную Африку и Ближний Восток. Итальянцы продают материал в Марокко, Алжир, Египет, Тунис и Сирию по $465-470 fob.
Цены заготовки в ЮВА продолжают падать, тренд длится уже 8-9 недель. В среднем, заказы проходят по цене $520-540 за тонну cfr. Потребители пытаются «продавить» котировки ниже $500 за тонну cfr, но поставщики пока сопротивляются. У многих вьетнамских производителей сортового проката запасов полуфабриката достаточно, тем более что спрос очень низкий.
Индонезийские покупатели также надеются, что цены полуфабриката снизятся до $500 cfr, хотя многие приходят к выводу, что, возможно, дно достигнуто. Лом падать перестал, а это один из признаков стабилизации. Многие считают, что котировки на уровне $520-525 cfr вполне адекватные (цены лома, как упоминалось выше, стабильны. Котировки HMS 1:2 (80:20 mix) из Европы, Ближнего Востока и Африки остаются на уровне $340-360 cfr). В Сингапуре и Малайзии предложения чуть выше - $535-540 за тонну cfr, заказов мало.
Несмотря на падение спроса, цены заготовки на индийском рынке вторую неделю подряд остаются без изменений. Единичные сделки проходят по цене 22700-22800 рупий ($493-496), т.е, тот же уровень, что и на неделей ранее. Но производители жалуются на практически нулевой спрос. Большинство заводов второго порядка уже сократило производство заготовки. Тем не менее, дальнейшее падение цен маловероятно, поскольку производители уже и так стоят на пороге рентабельности. Июль и август - традиционно не самая лучшая пора для производителей заготовки. Но этот год – один из худших. Напомним, полуфабрикат на индийском рынке падает из-за снижения спроса на строительную сталь, особенно, на арматуру.
В Китае заготовка за неделю подешевела на 50 юаней, к примеру, котировки в провинции Хэбэй составляют 3 630 юаней ($535) за тонну.
Благодаря лому и заготовке турецкие заводы успешно протолкнули и повышение арматуры. Потребители Северной Африки и Персидского залива уже приняли новые котировки, многие из них вернулись на рынок, но объемы закупок небольшие -1-3 тыс. тн. Турецкий материал продается по $520-530 fob, на прошлой неделе, напомним, котировки составляли $510-520 на те же условиях. Внутренние цены, в среднем, составляют $520-530 на условиях ex-mill. Котировки же Kardemir $530-535 exw (для сравнения, июньские цены производителя составляли $510-520). Спрос на арматуру в Турции никаких положительных сдвигов не претерпел.
Июльская арматура СНГ, еще недавно торговавшаяся по $490-500 за тонну fob, как и предполагалось, подорожала на $30. В настоящий момент котировки составляют $500-510 fob Черное море. Как и в случае с заготовкой, производители объясняют удорожание арматуры ростом издержек, а также всплеском интереса к полуфабрикату. Многие из них считают, что арматура и далее будет расти в цене (на протяжении 2-3 недель), пока покупатели не пополнят складские запасы. А уже в конце июля ситуация может измениться в противоположную сторону.
Несмотря на решимость, удержать от падения рынок малазийским производителям не удалось. Цены достигли 2 100 ринггитов ($640) за тонну. Спрос продолжает слабеть. Напомним, котировки опустились до 2 100 ринггитов за тонну в начале июня, после того, как заводы начали «подрезать» друг друга. Спустя неделю они опомнились, решили поменять тактику и попытались стабилизировать рынок. Однако, взять ситуацию под контроль у них уже не получилось. Малазийские торговцы жалуются, что продать материал выше 2 150 ринггитов невозможно, несмотря на наличие запросов.
Вьетнамская Vietnam Steel Corp (VN Steel) в июне снижала котировки арматуры и катанки дважды, объясняя свои действия слабым спросом. Всего же за два последних месяца компания пять раз пересматривала прайсы. Сейчас производитель предлагает арматуру по 13,1 млн донгов ($683) за тонну, а катанку – по 12,8 млн. Спрос во Вьетнаме из-за сезона муссонов очень слабый, на складах скопилось большое количество продукции, поэтому заводы вынуждены идти на уступки потребителям.
Впервые за последние шесть месяцев решила снизить цены японская Tokyo Steel, объясняя свои действия снижением закупочных цен на лом (на ¥ 2 000 за тонну). Новые цены арматуры составляют ¥ 57 000 ($640) за тонну. Как пояснила компания, значительное снижение произошло еще и потому, что японские цены значительно выше региональных, особенно, китайских. Строительный сектор в Японии, как и в большинстве регионов мира, слаб. Хотя есть надежды на то, что через несколько месяцев могут появиться признаки восстановления.
Ближневосточный спрос оживать не собирается. По словам участников 25 конференции "Steel Success Strategies”, снижение потребления и рост производственных мощностей приведут к тому, что к 2013 году ближневосточный и североафриканский рынки окажутся перед проблемой избытка продукции, которая, по оценкам, может составить около 800 тыс. тн в год. Рост еще совсем недавно стремительно развивающегося ближневосточного строительного сектора замедлился очень резко, поэтому перспективы у перекатчиков региона весьма и весьма сомнительны, проблем немало. Одна из них - недостаточное финансирование, банки попросту отказываются предоставлять прокатчикам кредиты. Вторая проблема – это зависимость большинства производителей от импорта заготовки. По словам Ali Hosseini, управляющего директора Adpico LLC, чуть ли не единственным поставщиком полуфабриката в регионе является Khouzestan Steel Co, но и этот производитель уже в течение двух месяцев ничего не предлагает. А в этих условиях конкурировать с производителями России, Украины и Турции, экспортируя излишки продукции, будет занятием весьма сомнительным. Третья проблема – это опасения инвесторов, что «европейская чума» - вторая волна кризиса, перекинется и на другие регионы. В этой связи многие потребляющие арматуру проекты сталкиваются все с той же проблемой финансирования, а реализация некоторых и вообще не начиналась. Да и приближения Рамадана оптимизма не добавляет.
На затоваренном китайском рынке начались массовые распродажи, что, по мнению участников, поможет «оздоровить» ситуацию на нем. И данные меры уже начинают потихоньку приносить свои плоды. Так, за последнюю неделю запасы арматуры снизились на 0,15% до 6,5 млн тн. Тем не менее, эти показатели еще очень высоки. Сейчас материал торгуется по 3 750-4 020 юаней ($550-590) за тонну.
На Российском рынке арматуры ситуация ничем от общемировой не отличается. Котировки снижаются хоть и не сильно, но регулярно. За прошедший месяц в прайс-листах металлоторговых компаний московского региона арматура подешевела на 2,9% (наш прогноз – 3% за месяц. см.
Прогноз рынка арматуры от 27.05.10 ).
Сейчас средняя цена составляет 24700 рублей за тонну с НДС.
Выход из кризиса строительной отрасли пока под сомнением. Восстановление идет темпами, которые гораздо медленнее, чем ожидалось (и обещалось) ранее. На прошлой неделе Росстат обнародовал данные за первый квартал 2010 года. Так, падение объема строительных работ и ввода жилья упало более чем на 8% по сравнению с первым кварталом 2009 года. Только в Москве за пять месяцев текущего года объем строительных работ сократился на 6,7% до 178,1 млрд руб., в том числе на 39,2 млрд – в мае. Объемы жилищного строительства за январь-май снизились на 15% - до 1 млн кв. м.
Общая стоимость строительных работ, выполненных в РФ в мае, составила 294,1 млрд руб. – это на 1,2% больше, чем в апреле, но на 1,8% меньше, чем в мае 2009 года. С начала 2010 года строительных работ выполнено на 1,2 трлн руб. За пять месяцев данный показатель сократился на 5,1%. Объем строительства жилья за первые пять месяцев этого года составил 16,5 миллионов квадратных метров, снизившись на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Во втором квартале ситуация продолжает ухудшаться. Многие эксперты прогнозируют дальнейший спад в строительстве. Согласно данным экспертов Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ-ВШЭ, у строителей продолжает сокращаться портфель заказов, что ведет к сокращению числа договоров и соответственно уменьшению общего объема выполненных работ. Сохраняется отрицательная динамика обеспеченности строительных организаций собственными финансовыми ресурсами, а также общей инвестиционной активности. Это подтверждает и «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию» (АИЖК ), по мнению которого, динамика выдачи банками кредитов на строительство не позволяет говорить о завершении тенденции спада в жилищном строительстве, и несмотря на некоторые позитивные сигналы, восстановление экономики все еще нельзя назвать устойчивым. Согласно данным Банка России, в первом квартале 2010 года объем выдачи банками кредитов на строительство практически остался на уровне кризисного первого квартала прошлого года – 217 миллиардов рублей.
Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева считает, что остановить падение жилищного строительства в 2010 году вряд ли удастся: «Чтобы наблюдался рост, необходимо закладывать новые объекты, а для этого у компаний слишком мало финансовых ресурсов».
Однако директор аналитического портала Irn.ru Олег Репченко считает, что для паники нет оснований. По его мнению, снижение объемов по отношению к первому кварталу прошлого года есть, но оно меньше 10%, что вряд ли можно считать критичным. В Москве и Подмосковье возобновлено строительство большинства замороженных объектов. По данным компании Est-a-Tet, в настоящее время остаются законсервированными только 10-15% от общего количества заявленных ранее строительных проектов (Москвы и Подмосковья).
В этих условиях заводы, как и следовало ожидать, снижают объемы производства и поставок на рынок. Так, почти все крупные российские комбинаты снизили июньскую отгрузку на 11-12%.
Прогноз: Учитывая множество негативных факторов на мировом рынке, таких как очередная волна кризиса в Европе, продолжающееся падение спроса и цен (если не брать в расчет очередной турецкий скачок), негативные прогнозы аналитиков на второе полугодие 2010, а также сезонный фактор (летнее снижение строительной активности в Европе, приближение Рамадана в мусульманском мире, муссоны в ЮВА), справедливо было бы предположить, что и российский рынок в июле ждет та же участь. Однако, учитывая замедленную реакцию рынка РФ на мировые события, а также желание производителей если не переломить понижательную тенденцию, то хотя бы удержать цены на сегодняшнем уровне, можно надеяться как минимум на сохранение текущих котировок. А если еще в июле перед Рамаданом активизируются потребители и на мировом рынке, чтобы после месяца затишья не остаться с пустыми складами, то у цен есть шансы (хоть и небольшие) отыграть июньское падение.