НП «Русская Сталь» направило отраслевую позицию по вопросу «О ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте» Министру транспорта Российской Федерации И. Левитину.
На третьем этапе структурной реформы железнодорожного транспорта в целях развития конкуренции проведены мероприятия по передаче инвентарного парка грузовых вагонов дочерним обществам ОАО «Российские железные дороги», что привело к следующим последствиям.
Услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования перестали быть публичными. Заявки на железнодорожную перевозку по форме ГУ-12, подаваемые грузовладельцами в установленном порядке в ОАО «Российские железные дороги», не удовлетворяются по причине отсутствия вагонного парка у перевозчика.
Стоимость перевозки в вагонах ОАО «Первая грузовая компания» и других операторов железнодорожного подвижного состава с учетом «дерегулированной» вагонной составляющей и необходимости оплаты возрастающего порожнего пробега, возникающего по причине снижения эффективности управления вагонным парком, в последние три месяца превышает Прейскурант 10-01 и в некоторых случаях достигает 120 %. Наиболее уязвимым является прямое и непрямое международное сообщение через пограничные передаточные станции Российской Федерации.
Не выполняются решения ФАС России в отношении «РЖД», ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК» (№АГ/2362 от 07.02.2008 и №АГ/3155 от 20.09.2010г.) как группы лиц, занимающей доминирующее положение по большинству видов услуг на железнодорожном транспорте с долей более 50%, об обязательности оказания услуг по ценам, обеспечивающим расходы грузовладельцев не выше установленных Прейскурантом 10-01, а в случаях отсутствия необходимого подвижного состава у перевозчика, использовать для осуществления перевозки вагоны дочерних структур.
Сложившаяся ситуация на железнодорожном транспорте привела к тому, что промышленные предприятия сегодня не имеют возможности своевременно выполнять контрактные обязательства, корректируют объемы производства в сторону уменьшения из-за высоких тарифов по ряду направлений, теряют клиентов и потенциальные возможности реализации, не могут спланировать производственные затраты из-за непрогнозируемой стоимости завоза сырья и вывоза продукции. При этом свои инвестиционные ресурсы предприятия вынуждены направлять не на модернизацию основных производственных фондов, а на приобретение подвижного состава, что, в конечном счете, также не решает проблемы оптимизации транспортных рисков.
В целях минимизации негативных последствий структурной реформы на железнодорожном транспорте Некоммерческое Партнерство «Консорциум «Русская сталь» предлагает:
1. Актом Правительства подтвердить правомочность и незыблемость норм статьи 11 Федерального закона № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом (Приказ МПС РФ от 16.06.2003 № 21), а также законность требований ФАС России (№АГ/2362 от 07.02.2008 и №АГ/3155 от 20.09.2010г.) в части установления обязанностей Перевозчика принимать заявки на перевозку железнодорожным транспортом и оказывать услуги перевозки в парке перевозчика, а в случае его недостаточности, в парке своих дочерних структур по ценам, обеспечивающим расходы грузовладельцев не выше установленных Прейскурантом 10-01.
2. Сформировать административные и финансовые условия для ликвидации дефицита подвижного состава всех видов, в том числе универсальных вагонов и магистральных локомотивов, посредством упрощения сертификационных процедур на новый подвижной состав, разработки и реализации государственных программ стимулирования производства подвижного состава, отмены импортных пошлин на ввоз подвижного состава и комплектующих к нему.
3. Осуществить реформу тарифной системы посредством введения вместо существующей системы фиксированного тарифа (Прейскурант 10-01), предельных уровней (верхнего и нижнего) тарифа (как это предусмотрено п. 17 постановления Правительства Российской Федерации № 643 от 05 августа 2009 г.) с выделением инфраструктурной и локомотивной составляющих (как это предусмотрено п. 12 постановления Правительства Российской Федерации № 643 от 05 августа 2009 г.). Исключить из тарифной системы на грузовые перевозки рецидивы перекрестного субсидирования.
4. Разработать и утвердить Правила недискриминационного доступа к услугам по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для всех пользователей в т.ч. для перевозчиков и операторов подвижного состава, включая хозяйствующих субъектов - резидентов стран-участниц Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан).
5. Ускорить создание публичной информационной интерактивной торговой площадки спроса и предложений в сфере грузовых перевозок железнодорожным транспортом, интегрированной с системой планирования перевозок (ЦФТО).
6. Незамедлительно завершить проработку и согласование вопросов организации перевозочного процесса с использованием приватного парка вагонов в международном прямом железнодорожном грузовом сообщении (юридические, технологические, тарифные аспекты).