Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), который группа ИСТ строит в Ленинградской области, формирует базу заказчиков. Вчера группа объявила о подписании соглашения с Независимой транспортной компанией, входящей в группу НЛМК, о покупке 300 вагонов. Закупать подвижной состав на ТВСЗ готовы также Первая и Вторая грузовые компании и фирма «Трансгарант». Спрос на грузовые вагоны в России высок, поэтому проблем с заказами у нового предприятия точно не будет, говорят эксперты.
ТВСЗ будет введен в строй в начале 2011 года, говорят в дирекции по внешним связям компании. Мощности завода рассчитаны на выпуск 13 тыс. вагонов, но в 2011 году будет выпущено меньше. Инвестиции в строительство превысят 1 млрд долл.
ТВСЗ уже договорился с несколькими заказчиками о покупке подвижного состава. В частности, вчера он сообщил о соглашении с Независимой транспортной компанией (НТК), которая готова в будущем году приобрести 300 вагонов, а в начале 2012 года подписать долгосрочное соглашение с вагоностроительным заводом. НТК активно наращивает вагонный парк. По данным компании, за период с октября 2009 года по октябрь 2010 года количество вагонов компании выросло в 2,5 раза, до 13,5 тыс. К концу этого года парк превысит 30 тыс. вагонов, за счет подвижного состава, приобретенного на аукционах РЖД.
До подписания соглашения с НТК Тихвинский вагоностроительный завод достиг договоренности с фирмой «Трансгарант», которая в 2011 году планирует закупить 2 тыс. вагонов, в 2012-м — 3 тыс., в 2013—2014 годах — по 5 тыс. вагонов. Также соглашения о поставках подписаны с Первой и Второй грузовыми компаниями. Сколько вагонов готовы купить эти компании, в пресс-службе завода не сообщают.
ТВСЗ будет производить четыре типа грузовых вагонов — полувагоны с глухим кузовом, хопперы для минеральных удобрений, платформы для крупнотоннажных контейнеров, универсальные полувагоны.
По словам руководителя отдела стратегического маркетинга компании «Евросиб» Алексея Пархомова, полувагоны — наиболее универсальный тип подвижного состава, на их долю приходится 60% объема грузоперевозок в России. Во втором полугодии 2010 года на эту продукцию начал ощущаться дефицит в связи с нарастающими темпами выбывания старого подвижного состава и растущим спросом, прежде всего со стороны так называемых кэптивных перевозчиков, работающих в интересах конкретных компаний-грузоотправителей (например металлургических или угольных).
При этом сейчас в России сертифицированы только вагоны российских и украинских заводов. Иностранные производители на сегодня не поставляют свою продукцию на отечественный рынок. В последнее время, отмечает г-н Пархомов, активизировались дискуссии на тему допуска иностранных и прежде всего китайских производителей.
О росте спроса на полувагоны можно судить по результатам аукционов РЖД на продажу подвижного состава. Если в августе этого года 10 тыс. полувагонов было продано за 1 млрд руб., то в ноябре такое же количество ушло за 4,9 млрд.
Всего российский вагонный парк в настоящий момент состоит из более чем 700 тыс. грузовых вагонов самого разного назначения, отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Уровень его износа за этот год сократился, но все равно пока остается достаточно высоким и составляет 45—50%.