Глава совета директоров золотодобывающей "дочки" "Северстали" — Nord Gold — Филип Баум собирается делом доказать, что верит в перспективы компании. 600 тыс. фунтов стерлингов, полученных за работу в Nord Gold, он планирует потратить на покупку ее акций в ходе IPO. В общей сложности Баум может рассчитывать на 173,9 тыс. акций, или 0,02%.
Филип Баум возглавил совет директоров Nord Gold в октябре 2010 года, за его плечами 32 года работы в горнорудной отрасли. Большую часть своей карьеры он проработал в компании Anglo American, в частности до ухода на пенсию в 2009 году возглавлял подразделение, специализирующееся на черных металлах.
В своем инвестмеморандуме Nord Gold раскрыла размер вознаграждения Филипа Баума: за согласие возглавить совет директоров он получил 300 тыс. фунтов стерлингов. Еще столько же составит его годовое вознаграждение, также в случае переизбрания в совет директоров он получит еще 150 тыс. фунтов. В меморандуме отмечается, что 600 тыс. фунтов, полученных от Nord Gold, Филип Баум собирается потратить на покупку акций компании в ходе IPO. В итоге он сможет приобрести примерно 173 913 акций, или 0,02% уставного капитала, говорится в проспекте. Ранее компания объявила диапазон цен на IPO: от 3 до 3,9 фунта стерлингов за акцию, то есть расчет произведен по цене 3,45 фунта стерлингов.
Вознаграждение других независимых директоров более скромное: Питер Лестер и Майкл Носсал имеют право на компенсацию в 100 тыс. фунтов в год, Дэвид Морган — 110 тыс. фунтов. При этом каждый независимый директор имеет право на возмещение "разумных расходов", говорится в проспекте.
"Выплата в размере 300 тыс. фунтов выглядит излишне большой компенсацией для главы совета директоров. После кризиса оплата услуг членов советов директоров была несколько уменьшена. Средняя на сегодняшний день составляет 250 тыс. долл.", — отмечает Георгий Абдушелишвили, партнер компании Ward Howell International. С другой стороны, если выход на биржу может быть успешен благодаря квалификации этих людей, денег не жалко, добавляет он. В Nord Gold не стали комментировать свои взаимоотношения с директорами.
Это далеко не самые большие выплаты директорам российских компаний. Например, объединенные "Уралкалий" и "Сильвинит" собираются платить главе совета директоров (ожидается, что этот пост достанется Александру Волошину) 1 млн долл. в год. В то же время в "Норильском никеле" Александр Волошин, возглавлявший совет с 2008 по 2010 год, получал еще больше: базовый размер вознаграждения составлял 2,5 млн долл. в год плюс премия 3 млн долл. в год.
В преддверии IPO Nord Gold раскрыла и размер выплат топ-менеджменту: по итогам 2009 года высшее руководство компании (десять человек) заработало 3,6 млн долл. В частности, зарплата гендиректора Николая Зеленского составила 518 тыс. долл., а бонусы — 774 тыс. долл. Годовой оклад финдиректора был равен 128 тыс. долл., а бонусы — 67 тыс. долл. При этом компания признается, что на данный момент не располагает долгосрочной программой стимулирования сотрудников, однако в будущем собирается разработать опционную программу.
"Если за систему координат принимать российскую шкалу, то в среднем официально топ-менеджеры получают от 10 до 15 тыс. долл. в месяц, то есть в год 120—180 тыс. долл. Западная практика предполагает обязательную часть выплат для руководителя не менее 40—45 тыс. долл. в месяц, или 480—540 тыс. долл. в год", — рассказывает управляющий партнер "2К Аудит — Деловые консультации/Morison International" Иван Андриевский. При этом следует ожидать, что после IPO зарплата менеджмента вырастет, потому что увеличится уровень сложности и ответственности, заключает г-н Абдушелишвили.