ОАО «ММК-МЕТИЗ» (входит в Группу ОАО «ММК») и Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Носова начали совместный проект по производству стальной арматуры для железнодорожных шпал нового поколения на основе инновационной технологии термодеформационного наноструктурирования. Новая технология на практике решает масштабную государственную задачу внедрения инновационных нанотехнологий в производство.
Стратегические планы по развитию российских железных дорог предполагают создание скоростного железнодорожного сообщения. Для реализации этой задачи требуются железнодорожные шпалы с особыми техническими свойствами. Производство таких шпал в настоящее время осуществляется с применением стержневой арматуры, изготовленной из легированной стали. Однако из–за дороговизны легирующих материалов себестоимость этой продукции высокая..
Специалисты Магнитогорского метизно-калибровочного завода, входящего в Группу ММК предложили решение проблемы. В результате специальной термической обработки обычной нелегированной высокоуглеродистой катанки можно получить те же прочностные свойства, которые достигаются лишь с использованием легирующих компонентов в стали. Совместные разработки МГТУ им. Носова и ОАО «ММК-МЕТИЗ» будут реализованы на новом оборудовании, приобретенном специально для этого проекта – волочильном стане и патентировочном агрегате.
Проект признан инновационным и получил государственную субсидию по итогам конкурса, который завершился в октябре прошлого года. Опытные образцы высокопрочной арматуры уже получены в лабораторных условиях и основная задача, стоящая сегодня перед специалистами завода и учеными, - наладить к окончанию 2012 года промышленный выпуск нового вида продукции.
В настоящее время «ММК-МЕТИЗ» производит из легированной стали до 700 тонн высокопрочной арматуры ежемесячно. Суммарная потребность в новой продукции к 2013 году составляет 12-13 тысяч тонн в год. Кроме того, используя новую технологию, можно производить не только стержневую высокопрочную арматуру для шпал, но и другие виды продукции из высокоуглеродистой стали.
Результатом станет серийное производство продукции, не имеющей аналогов в мире – прутковой арматуры диаметром до 10 мм с измельченной микроструктурой стали, обладающей уникальным комплексом свойств. Главное в них - высокая прочность и релаксационная стойкость.