Северная Африка на глазах превращается в новую «горячую точку» на карте мира. В Ливии разворачивается настощая гражданская война. По-прежнему неспокойно в Египте и Тунисе несмотря на состоявшуюся в этих странах смену власти. В Алжире и Марокко антиправительственные демонстрации. Нестабильна обстановка в Иордании, Йемене, Бахрейне. От потрясений, пожалуй, не застрахованы даже такие страны региона как Иран и Саудовская Аравия.
От политических проблем всегда страдает экономика. На протяжении трех недель большинство ближневосточных стран находятся практически вне рынка стали. Как сообщают, в частности, турецкие экспортеры длинномерного проката, в первой половине февраля спрос на их продукцию наблюдался только в Саудовской Аравии и отчасти – в ОАЭ и Ираке. Некоторым поставщикам приходилось срочно искать покупателей в США, странах «черной» Африки и Латинской Америки, чтобы компенсировать потерю египетских заказов.
Политические обострения привели к падению цен на стальную продукцию. Стоимость турецкой арматуры в середине февраля составляла не более $640-660 за т FOB, а некоторые компании были готовы продавать свою продукцию в Саудовскую Аравию дешевле $650 за т CFR. Котировки на российские и украинские заготовки упали до $600-620 за т FOB. Итальянские компании, столкнувшиеся с резким сокращением спроса со стороны Алжира, были вынуждены снизить цены на арматуру до 490-500 евро ($667-680) за т FOB.
Тем не менее, спад оказался недолгим. Уже на прошлой неделе экспортеры стальной продукции преодолели панику и попытались вернуть цены на прежний уровень. В частности, в последние дни сообщалось о предложениях турецкой арматуры по $670-680 за т FOB. И хотя на таких условиях данную продукцию никто приобретать не желает, но экспортерам, похоже, все же удалось добиться восстановления цен до $650-670 за т FOB – правда, до начала широкомасштабных столкновений в Ливии. В последние дни объемы продаж опять упали практически до нуля.
Такое неожиданное укрепление рынка в условиях политической нестабильности объясняется несколькими причинами. Во-первых, ближневосточные потребители, не совершавшие закупок на протяжении трех-четырех недель, исчерпали большую часть своих запасов и были вынуждены вернуться на рынок. Во-вторых, несколько стабилизировалась обстановка в Египте. В стране снова открылись банки, возобновил функционирование Александрийский порт, продолжились строительные работы. По предварительным данным, новые власти не намерены отказываться от планов прежнего правительства, намеревавшегося вложить около $2,5 млрд. в строительные проекты инфраструктурного и социального направления. В-третьих, с приближением весны ожидается активизация в строительной отрасли по всему региону, что должно способствовать расширению реальных объемов потребления стальной продукции. Наконец, в-четвертых, весьма высокими остаются цены на металлолом. В середине февраля турецким компаниям удалось сбить котировки до $440-450 за т CFR, однако на этом рынке, похоже, уже достигнуто «дно», и в дальнейшем ожидается возобновление роста.
Впрочем, все эти выкладки остаются верными только в условиях относительно стабильной обстановки на Ближнем Востоке. События в Ливии в связи с этим могут оказать двоякий эффект на арабских соседей. С одной стороны, пока полностью оправдывается «теория домино»: сначала Тунис, потом – Египет, теперь – Ливия… Кто следующий? Однако, с другой стороны, максимально жесткая реакция ливийских властей, открывших стрельбу по участникам выступлений, может напугать и отрезвить «улицу». Одно дело – относительно мирные «жасминовые» и прочие «революции» и совсем другое – уличные бои с сотнями и тысячами жертв. Ливия способна как окончательно дестабилизировать обстановку, так и охладить «горячие головы». Здесь все зависит от того, как быстро удастся (и удастся ли вообще) погасить «острую» фазу внутреннего конфликта.
Судя по всему, ливийские события станут новым ударом по ближневосточному рынку длинномерного проката, однако, если в стране не начнется кровавая гражданская война, шок для экономики региона будет все же меньшим, чем в случае с Египтом. По крайней мере, в странах, не затронутых массовыми беспорядками, объективный спрос на стальную продукцию с наступлением весны должен возрасти. Другое дело, что политическая напряженность будет использоваться потребителями стальной продукции в качестве предлога для снижения цен.
Так или иначе, сомнительно, что нынешние события на Ближнем Востоке вызовут обвал всего регионального рынка длинномерного проката. Поставщики, пережив египетский кризис, теперь лучше готовы к неожиданным поворотам. Многие компании в СНГ и Турции сокращают экспорт заготовок и арматуры, переориентируясь на достаточно активные внутренние рынки. Кроме того, стоимость металлолома в марте, скорее всего, будет весьма высока, что удержит и арматуру от провала. Единственное, что теперь поставщикам трудно рассчитывать на рост цен в обозримом будущем.
Виктор Тарнавский