Норникель начал очередной этап выкупа акций с рынка. Структура компании — Corbiere, уже cкупившая в этом году 6,85% ГМК за $3,3 млрд, готова потратить на акции «Норникеля» еще $1,2 млрд. Этого может хватить на 2,3% бумаг, и тогда пакет Corbiere вырастет до 9,15%. Еще 8,13% квазиказначейских бумаг «Норникеля» в декабре были обещаны трейдеру Trafigura. Компании так официально и не отчитались о закрытии сделки, и у кого эти бумаги сейчас, доподлинно не известно, ведь накануне объявления о продаже они были переведены в ADR и учитываются в общем пакете депозитария BoNY. Если пакет еще остается у структур «Норникеля», то под контролем менеджеров после очередного выкупа будет порядка 17,28% акций компании. До блокирующего пакета останется меньше 8%.
«Норникель» объясняет скупку акций желанием поднять капитализацию. С момента начала покупки она выросла на 17%.
Но очевидно, что у скупки есть и другая цель — наращивание мускулов в борьбе акционеров компании, UC Rusal и Владимира Потанина, где ГМК явно поддерживает последнего. Вместе их пакет после выкупа уже вплотную приблизится к контрольному — 47,3%. Еще немного — и UC Rusal, даже объединившейся с «Металлоинвестом» в борьбе против Потанина, по большому счету бесполезно будет наращивать долю.
Так что пока стратегия Потанина кажется верной — он укрепляет свои позиции за счет денег «Норникеля». В совете директоров ГМК представители менеджмента, Потанина и Trafigura (ей место отдали авансом) занимают семь мест, а «Металлоинвеста» и UC Rusal — только четыре (включая Александра Волошина, выдвинутого последней в качестве независимого директора). Но тем не менее такая стратегия становится все более опасной: с увеличением доли менеджмент получает все больше влияния. Конечно, руководители «Норникеля» не устают заявлять, что действуют в интересах акционеров, а Потанин — что доверяет менеджменту. Но оправданно ли такое доверие? Как повел бы себя гендиректор «Норникеля» Владимир Стржалковский, если бы UC Rusal приняла оферту и продала ГМК 25% ее акций? В этом случае численный перевес был бы уже на стороне компании и на обочине вполне мог бы оказаться Потанин. Похоже, бизнесмен чувствует это. Он опасается Стржалковского, рассказывали знакомые предпринимателя. Недаром он командировал в компанию своего доверенного юриста Андрея Клишаса. Правда, достаточно ли этого — большой вопрос. Возможно, владельцу «Интерроса» уже стоит остановиться, чтобы потом не пришлось дружить с UC Rusal против усилившегося менеджмента.-