«Распадская», пережившая в прошлом мае крупную аварию, сумела закончить год в плюсе. По итогам года компания заработала $244 млн чистой прибыли, EBITDA — $338 млн. Но этот год для компании будет еще удачнее: рост цен на уголь из-за наводнения в Австралии позволит ей заработать почти $1 млрд по EBITDA.
«Распадская» по итогам 2010 года получила $244 млн чистой прибыли по МСФО против $117 млн годом ранее. EBITDA выросла на 32% ($338 млн) при росте выручки на 42% ($706 млн). Но рентабельность по показателю снизилась на три процентных пункта, до 48%. Общий долг на 31 декабря — $310 млн, денежные средства и их эквиваленты, включая краткосрочные банковские депозиты,— $323 млн.
В мае на крупнейшей шахте «Распадской», дававшей 60–70% к общему объему добычи, произошла крупная авария. В результате по итогам года компания снизила объем реализации угольного концентрата на 27%, до 5,6 млн тонн, а себестоимость производства выросла на 47%, до $27 за тонну. Улучшить финансовые результаты «Распадской» удалось в основном за счет роста цен на угольную продукцию. В 2010 году средневзвешенная цена концентрата выросла на 90% и составила $113,2 за тонну. Кроме того, в чистую прибыль были списаны $104 млн дохода от переоценки приобретенного в апреле у Evraz Group (владеет 40% «Распадской») ЗАО «Коксовая» за $40 млн. Скорректированный показатель чистой прибыли «Распадской» составляет $139 млн.
Первое полугодие 2011 года будет удачным для компании. Наводнение в Австралии в начале года подстегнуло рост цен на уголь, в результате средневзвешенная цена концентрата «Распадской» в первом квартале выросла на 7%, еще на 17,5% — во втором, до $172,9 за тонну. При этом объем реализации концентрата вырос на 4% (935 тыс. тонн), рядового угля — на 48% (360 тыс. тонн). Прогноз Unicredit по EBITDA «Распадской» на этот год — $953 млн, исходя из него и текущей капитализации $5,4 млрд по EV/EBITDA компания сейчас торгуется с коэффициентом 5,7.
В настоящее время основные акционеры «Распадской» Evraz и менеджмент компании (также контролирует 40%) выставили свои доли на продажу. Совокупная цена за оба пакета составляет $6 млрд, что подразумевает премию к рынку около 40%. Но сейчас «Распадская» под давлением из-за опасений инвесторов, что новый акционер не сделает оферту миноритарным акционерам, говорит Марат Габитов из Unicredit. Компания при этом после продажи, поясняет он, может стать исключительно производственным активом, как, например, «Южный Кузбасс» у «Мечела» или «Белон» у Магнитогорского металлургического комбината. Кирилл Чуйко из UBS, впрочем, не исключает, что продавцы в итоге пойдут на дисконт, ведь у потенциальных покупателей нет срочной необходимости приобретать актив.
Роман Асанкин