Во время кризиса «Мечел» согласился помочь ряду предприятий группы «Эстар» пережить трудные времена, начав работать с ними по давальческой схеме. Но оказалось, что компания Игоря Зюзина не только сотрудничает с «Эстаром», но и влияет на управление компанией: ее представители работают в советах директоров и правлении соответствующих заводов. Таким образом, «Мечел» получил возможность расширить операционную и продуктовую цепочку на интересующих его рынках, не покупая саму компанию.
В августе 2009 года «Мечел» подписал с правительством Челябинской области соглашение о стратегическом партнерстве. По договоренностям компания Игоря Зюзина должна была нормализовать работу на Златоустовском металлургическом заводе (ЗМЗ, входит в ГК «Эстар»), в отношении которого на тот момент было введено внешнее наблюдение. Позже «Мечел» взял под свое крыло активы группы «Эстар» в Ростовской области. Судьба других металлургических активов «Эстара» оставалась неясной.
Как говорится в отчетности «Мечела», в 2009 году компания заключила с рядом заводов, находившихся в то время в бедственном положении, коммерческие соглашения. «Используя возможность получить долю этих заводов, расположенных на наших основных рынках, мы согласились работать с ними на коммерческой основе, поставлять сырье для этих заводов и покупать их продукцию по краткосрочным контрактам», — сообщается в отчете компании за прошлый год.
В некоторых случаях компания также получила возможность ввести своих представителей в правление и совет директоров. Речь идет об основных активах «Эстара». Помимо перечисленных выше это Фроловский электросталеплавильный завод («Волга-ФЕСТ»), Гурьевский металлургический завод (ГМЗ), Волгоградский завод труб малого диаметра и Энгельсский трубный завод.
В 2010 году к ним присоединились Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ), «Нытва», MIR Steel (Великобритания), Estar Egypt for Industries (Египет), Invicta Merchant Bar (Великобритания). Более того, в списке оказалась швейцарская торговая компания Metrus Trading, которая реализует продукцию «Эстара».
В отчетности все эти компании называются «связанными сторонами». Всего по итогам 2010 года операции со связанными сторонами принесли «Мечелу» 7% (686 млн долл.) от выручки, в 2009 году — лишь 1,8%, или 107 млн долл. Операции по перепродаже товаров, купленных у третьих лиц, в адрес связанных метзаводов принесли годовой доход в размере 228 млн долл. Будучи посредником в части этих операций, на конец прошлого года «Мечел» получил доход в сумме 201 млн долл. и включил его в выручку. В 2010 году продажа товаров, произведенных связанными метзаводами и перепроданных группе «Эстар», составила 65,8 млн долл.
Получив возможность влиять на управление активами «Эстара», «Мечел» по-прежнему не владеет им. Однако не исключено, что рано или поздно Игорь Зюзин купит компанию, считает аналитик «Уралсиба» Николай Сосновский. Сейчас «Мечел» не может совершить сделку даже по финансовым соображениям: соотношение чистого долга и EBITDA — 3,5, добавляет эксперт.
В «Мечеле» не стали комментировать свои взаимоотношения с «Эстаром». Отказался от комментариев и создатель «Эстара» Вадим Варшавский. Источник, близкий к бизнесмену, рассказал РБК daily, что за основателем остается контроль над 25% УК «Эстар». «При этом «Мечел» сейчас не готов купить, а Варшавский — продать. Вероятно, так будет еще несколько лет», — отметил источник, отказавшись уточнить причины и добавив, что депутата, отошедшего на время работы в Думе от бизнеса, нынешнее положение дел устраивает.