Особое подразделение в составе полиции в Кемеровской области будет заниматься исключительно преступлениями в сфере добычи и продажи угля, что для Кузбасса - одного из самых крупных месторождений этого топлива в мире - особенно актуально. Только за четыре года там ликвидировали около сотни нелегальных разработок. Около десятка - только за последние несколько месяцев. Правда, привлечь к ответственности организаторов незаконного бизнеса очень трудно.
Спецоперация по захвату "черных углекопов" проходит в два этапа. Сначала оперативники на вертолете облетают районы, где может вестись нелегальная добыча. Сделали фотографии. Они будут приобщены к уголовному делу в качестве доказательства, что незаконная разработка пластов в районе закрытой шахты ведется регулярно. Теперь задача - задержать углекопов. Главное - появиться внезапно. Действовать максимально быстро.
В каждом районе Кемеровской области у нелегальных добытчиков есть свои излюбленные зоны. Бывшая шахта "Красный углекоп", недалеко от Прокопьевска, одно из таких мест. Ежегодно оперативники здесь задерживают разные бригады охотников за углем. "Черное золото" всегда добывают с грубыми нарушениями правил техники безопасности. Из-за этого здесь два года назад при обрушении грунта погибли несколько рабочих.
Однако нелегальных бизнесменов это не останавливает. Бойцы спецназа задерживают экскаваторщиков, водителей. Такие операции теперь будут проходить регулярно. Главная цель созданного в регионе спецподразделения полиции - не только привлекать к ответственности простых рабочих, но и их руководителей. Незаконный промысел в районе "Красного углекопа", например, организовал бывший менеджер одного из кемеровских угольных предприятий. Даже главные инженеры бывших угольных разрезов участвуют в этом и учат - как надо копать. Как правило - побеждаешь одних, приходят другие группы.
Места незаконной добычи угля оперативники наносят на специальную карту. Весной в Новокузнецком районе обнаружили крупнейший нелегальный угольный разрез - карьер, длиной более 700 метров. Уголь, добываемый здесь, вывозили за рубеж, в основном, в Китай. Чтобы собрать доказательства, в офисах фирмы сейчас проводят обыски. Один из них располагается рядом с погрузочной станцией. На все вопросы у работников ответ, как правило, один: ничего не знаем.
По словам сотрудников "угольного спецназа", самое сложное при расследовании дел о незаконной добыче - установить реальный ущерб. Преступники, прекрасно зная это, придумывают разные схемы ухода от ответственности. Отсюда еще одна проблема: часто невозможно доказать, что незаконной угледобычей занималось юридическое лицо, то есть конкретная организация. Задержанных же с поличным рабочих могут оштрафовать. И, как правило, они получают лишь условные сроки. Поэтому руководители "угольного спецназа" обратились к законодателям с инициативой - ужесточить уголовную ответственность за нелегальное недропользование.