Как сообщает агентство Bloomberg, ведущие металлургические компании Китая, включая его государственного покупателя железной руды, обдумывают свои следующие шаги после блокбастера BHP Group за $39 млрд в отношении конкурента Anglo American Plc, что потенциально является крупнейшей горнодобывающей сделкой за более чем десятилетие.
Крупнейший в мире потребитель сырьевых товаров, включая медь и железную руду, Китай и его регулирующие органы играют ключевую роль в любой глобальной комбинации ресурсов. После предложения, сделанного на прошлой неделе, ее горнодобывающие компании все еще пытаются понять точную конфигурацию сделки, которая все еще находится в стадии разработки.
Это включает в себя влияние на нехватку медного концентрата для металлургических заводов страны. Увеличение BHP может повлиять на цены на концентрат, поскольку крупнейшая в мире горнодобывающая компания использует индекс, предоставленный третьими сторонами, а не годовой ориентир, установленный в результате переговоров между ведущими горнодобывающими компаниями и китайскими металлургическими заводами.
Люди, работающие в китайских металлургических компаниях и с ними, говорят, что масштабы этого нового предприятия — если предложение дойдет до финишной черты после быстрого первоначального отклонения Anglo — почти наверняка будут означать продажу активов, вынужденную регулирующими органами или инициированную компанией, что является потенциальным открытием для Пекин и его ключевые горнодобывающие компании.
Люди, имена которых не удалось назвать, поскольку переговоры носят частный характер, заявили, что доступ к дополнительным безопасным поставкам может помочь переговорной силе Китая в период ухудшения дипломатических отношений с Западом. По их словам, это также может помочь усилиям по защите обширной отечественной обрабатывающей и обрабатывающей промышленности.
По словам источников, такие горнодобывающие компании, как Zijin Mining, China Minmetals Corp. и другие, вероятно, внимательно изучат сделку, которая создаст ведущего в мире производителя меди. Но государственный покупатель железной руды China Mineral Resources Group также может вмешаться. Созданная в 2022 году компания изо всех сил пытается достичь своей официальной цели по увеличению влияния Китая на рынке железной руды, даже при финансовой и внутриполитической поддержке.
Люди говорили, что CMRG, учитывая ее роль в добыче железной руды, скорее всего, будет участвовать в правительственных обсуждениях вокруг объединения BHP и Anglo. Активы, в том числе Минас-Рио в Бразилии, могут оказаться среди тех, которые привлекательны. BHP не давала понять, что будет стремиться продать предприятие Anglo по добыче высококачественной железной руды, но чиновники антимонопольного ведомства могут заставить ее приложить руку.
CMRG потенциально может также добавить металлургический уголь, медь или другие стратегические металлы.
Крупнейшие горнодобывающие компании Китая уже участвовали в мегаслияниях. Китайская алюминиевая корпорация, известная как Chinalco, приобрела долю в Rio Tinto во время неудачной попытки поглощения BHP в 2007–2008 годах.
Тем временем, чтобы получить одобрение на объединение Glencore Plc и Xstrata несколько лет спустя, трейдеру и горнодобывающей компании пришлось продать свой проект Las Bambas в Перу после того, как регулирующий орган Китая выразил обеспокоенность по поводу чрезмерного влияния на рынке меди, снова беспокоясь о концентрате. Месторождение было куплено группой, в которую входила MMG Ltd. из China Minmetals, год спустя, в 2014 году, за 5,9 миллиарда долларов.
Действительно, антимонопольные действия со стороны Китая почти гарантированы, говорят эксперты по правовым вопросам. Режим конкуренции Китая претерпел некоторые изменения за десять лет, прошедших после сделки с Glencore, но основы остались – надзорный орган Пекина всегда рассматривает обычные вопросы влияния на рынок, но также широко рассматривает национальную безопасность.
«Китай, вероятно, будет обеспокоен этой сделкой, поскольку он в значительной степени зависит от импорта медного сырья, и эта сделка создаст крупнейшего в мире поставщика меди. Чтобы решить эти проблемы, Китай может ввести структурные меры защиты в качестве условия для одобрения слияния, например, требование продажи активов», — сказала Анджела Чжан, доцент Университета Гонконга и эксперт по китайскому антимонопольному регулированию.
«Китайскому правительству необязательно полностью блокировать сделку», — сказал Чжан. «Вместо этого простая задержка в рассмотрении сделки может предоставить правительству значительные рычаги воздействия, эффективно задерживая процесс сделки».