Как сообщает агентство Bloomberg, последнее небольшое восстановление цен на железную руду не скроет того факта, что стремление Китая к менее зависимой от недвижимости экономике будет подавлять спрос в течение многих лет.Особые позиции на китайском рынке стали способствовали росту цен на сырье после падения ниже $100 за тонну в начале апреля. Растущий экспорт стали, признаки жизни на заводах и надежды на дополнительную политическую поддержку со стороны правительства президента Си Цзиньпина – все это помогло.
Но на крупном собрании представителей промышленности в торговом центре железной руды в Сингапуре на этой неделе мрачные перспективы китайской недвижимости по-прежнему вызывали серьезное беспокойство у участников рынка.
«Нет никаких реальных признаков того, что ситуация в строительстве меняется», — сказал Атилла Уиднелл, управляющий директор Navigate Commodities Pte., присутствовавший на собрании в городе-государстве. «Производство было ярким пятном, но оно замедлилось. Быки указывают на экспорт стали, но сильный экспорт возможен только тогда, когда внутренний рынок находится в плохом состоянии».
Строительное безумие в Китае в первые два десятилетия этого столетия привело к увеличению спроса на железную руду и принесло огромные прибыли горнодобывающим гигантам, таким как BHP Group Ltd. и Rio Tinto Group. Однако сейчас Пекин хочет, чтобы экономика была больше ориентирована на высокие технологии и экологически чистое производство.
«Замедление носит структурный характер, и нет ничего, что могло бы компенсировать снижение спроса на строительную сталь», — сказал Томас Гутьеррес, аналитик Kallanish Commodities, который также был в Сингапуре.
Тем не менее, это не исключает краткосрочного роста цен на железную руду, которая на прошлой неделе достигла $120 за тонну, а затем упала. Фьючерсы на Сингапур в 7:51 утра в пятницу стоили $115,45, снизившись на 1,4% за эту неделю.
Среди более оптимистичных комментаторов - Мэнтянь Цзян, главный аналитик по железной руде консалтинговой компании Horizon Insights, который прогнозирует, что в этом году цены достигнут $140 за тонну. Политические меры Пекина, такие как специальные облигации для финансирования инфраструктуры, а также цикл пополнения запасов стали за пределами Китая будут способствовать спросу, сказала она.
Бразильская горнодобывающая компания Vale SA также высказалась более оптимистично в отношении краткосрочного спроса на сектор недвижимости, поскольку меры правительства по стимулированию экономики во втором полугодии реализуются.
Но скептиков найти нетрудно. Citigroup прогнозирует, что стоимость железной руды в этом и следующем квартале будет стоить около $110. Macquarie Group Ltd. прогнозирует среднюю цену в $116 за тонну в 2024 году, и Navigate заявила, что «общее мнение» на конференции заключалось в том, что цены должны быть ближе к $100.
«Рост протекционизма является основным препятствием для экспорта стали и промышленных товаров из Китая», — заявили в Citigroup. Количество стали, содержащейся в экспортируемых товарах, также растет, говорится в сообщении HSBC Holdings Plc в прошлом месяце.
В целом Пекин воздерживается от масштабных расходов на инфраструктуру, которые он использовал в прошлом.
«Рентабельность сталелитейной промышленности остается низкой в течение длительного периода времени», — заявил Анант Джатиа, основатель и директор по информационным технологиям компании Greenland Investment Management, на конференции в Сингапуре в среду. «И если вы не видите улучшения рентабельности стали, очень трудно увидеть спрос на железную руду».