Как сообщает аналитическое агентство MEPS International Ltd., Европейская комиссия подтвердила введение 15%-ного ограничения на использование отдельными странами квартальной квоты мер по защите импорта ЕС «другие страны» для г/к рулонной стали.
15%-ное ограничение также будет применяться к квоте катанки в рамках пересмотра, который вступит в силу с 1 июля. Изменения произошли после того, как Комиссия подтвердила продление своих мер по защите ЕС на два года, до 30 июня 2026 года. Это последнее продление, разрешенное в соответствии с правилами ВТО, после максимального восьмилетнего срока реализации.
Импорт рулонов г/к стали из Вьетнама, Японии и Тайваня — трех крупнейших поставщиков нелегированных и других легированных г/к листов и полос в ЕС в 2023 году — скорее всего, привлечет пошлины Комиссии на 25% сверх квоты.
Новый лимит для стран без квоты на г/к рулоны ограничит их импорт до 141 849 тонн в течение двух оставшихся кварталов этого года. Этот объем был с комфортом превышен Вьетнамом, Японией и Тайванем в рамках текущего режима. Итальянская организация по торговле сталью Assofermet оценивает, что около 1,6 млн тонн импорта г/к рулонов из этих стран могут быть затронуты новым правилом.
Ранее в этом месяце MEPS сообщила, что импортеры уже начали искать новые источники в своих усилиях по избежанию дополнительных 25% тарифов сверх квоты. Респонденты исследования MEPS для European Steel Review подтвердили, что покупатели стали не смогут покрыть эти дополнительные расходы в текущих условиях низкого спроса на сталь и сдержанных цен на рулоны.
Повышение давления на внутренние цены на сталь
Аналитик рынка MEPS International Джонатан Каррутерс-Грин сказал: «Новые правила сокращают вдвое количество г/к рулонов, которые могут быть импортированы из «других стран», и вступают в силу немедленно. Это изменение, вероятно, вызовет значительную обеспокоенность среди трейдеров, которые ожидали, что этот материал будет доступен.
«Комиссия обосновала этот шаг, заявив, что у отечественных производителей стали достаточно возможностей для компенсации любого потенциального дефицита. Однако я ожидаю, что немедленным эффектом станет то, что эти производители стали будут настаивать на повышении цен».
Европейская комиссия уже столкнулась с сопротивлением своим планам продлить систему квот, введенную ее мерами по защите импорта, еще на два года. Индия является одной из стран, рассматривающих ответные меры торговой защиты в свете этого шага.
Тем не менее, Комиссия настаивает на том, что эта мера необходима для смягчения угрозы избыточного предложения. Опубликованный в рамках результатов ее расследования возможного продления, он пришел к выводу, что «сталелитейная промышленность Союза находится в нестабильном положении».
В документе говорится, что расследование Комиссии подтвердило высокий уровень избыточных мощностей и ожидаемое увеличение мощностей в ближайшие годы в контексте ожидаемого медленного роста спроса. Это говорит о том, что «ситуация с избыточными мощностями вряд ли улучшится», говорится в нем.
В нем приводятся данные ОЭСР, согласно которым в период с 2024 по 2026 год планируется установить около 160 млн тонн новых мощностей. Кроме того, в нем говорится, что ЕС является практически единственным крупным сталелитейным регионом, где установленные мощности сократились в период с 2018 по 2023 год.
Комиссия установила, что ЕС является крупнейшим рынком импорта стали в мире по объемам. Кроме того, проведенные Комиссией оценки цен показали, что 57–93% кодов продукции, проанализированных по странам, демонстрируют более высокие экспортные цены в Союз, чем на другие третьи рынки.
Будущее защитных мер
Комментируя будущее мер Европейской комиссии по защите импорта, Каррутерс-Грин подчеркнул, что это последний раз, когда защитные меры могут быть продлены в соответствии с правилами ВТО.
Но он добавил: «Многие производители стали, по понятным причинам, считают, что защитные меры будут необходимы и после этого момента.
«Другие участники рынка, особенно те, которые зависят от импорта, отмечают, что окончательный период CBAM вступит в силу к 2026 году, что обеспечит европейским сталелитейщикам определенный уровень защиты.
«Существует мнение, что обе схемы необходимы, поскольку их цели различны. CBAM призвана уравнять условия игры для европейских сталелитейщиков, поскольку они решают задачу декарбонизации отрасли, и, конечно, расходы на углерод для европейских сталелитейщиков будут расти в соответствии с расходами, применяемыми к импорту. Меры защиты направлены конкретно на противодействие избыточному предложению и перенаправлению торговли, которые все еще будут иметь место в 2026 году».