Как сообщает ABC News, по мнению экономистов, длительный спад на рынке недвижимости Китая окажет существенное влияние на финансы австралийского правительства и местную сталелитейную промышленность.
Сектор недвижимости азиатской сверхдержавы считался опорой экономического роста до 2020 года, когда Китай ввел одни из самых жестких и длительных в мире мер по изоляции из-за COVID-19.
Примерно в то время президент Си Цзиньпин ввел новые жесткие правила, чтобы расправиться с пузырем на рынке недвижимости, переполненным долгами страны, что привело к финансовому краху Evergrande, Country Garden и других крупных застройщиков.
В отличие от Австралии, цены на недвижимость в Китае падают самыми быстрыми темпами почти за десятилетие.
Строительная активность также значительно замедлилась: по данным за май, она была примерно на 80% ниже, чем за тот же период четыре года назад.
«Сектор недвижимости в Китае составляет примерно 30% потребления стали», — сказал аналитик по сырьевым товарам Commonwealth Bank Вивек Дхар в интервью ABC.
«А учитывая, что Китай импортирует около трех четвертей мировой железной руды, то, что происходит в секторе недвижимости, оказывает огромное влияние на спрос на железную руду и потребление стали».
В прошлом году Австралия поставила за рубеж железной руды на сумму $136 млрд, причем большая ее часть пошла на китайский рынок, свидетельствуют данные Министерства иностранных дел и торговли (DFAT).
Но процветание Австралии, достигнутое в результате ненасытного аппетита Китая к железной руде, может оказаться под угрозой, если ее цены значительно упадут, по словам Тима Харкорта, профессора экономики в Технологическом университете Сиднея.
Управляющий Резервного банка Австралии Мишель Буллок заявила Комитету по экономике Палаты представителей в Канберре 23 августа, что Китай представляет собой «риск, который очень актуален для нас».
Хотя она отметила, что его экономика все еще «работает нормально», достигая своего целевого показателя роста около 5%, они все еще испытывают «очень большое торможение из-за проблем в секторе недвижимости там».
«Китай действительно важен для нас из-за наших торговых отношений… [это наш] крупнейший торговый партнер, и это очень важно, в частности, для цен на экспортируемые нами товары, в частности железную руду», — сказала она.
«Так что это то, за чем мы довольно внимательно следим, потому что события в Китае могут оказать довольно большое влияние на то, как развивается наша торговля, и, следовательно, на наш рост».
В течение многих лет продажа железной руды обеспечивала значительный стимул для австралийской экономики, но это может скоро измениться, учитывая, что сталелитейная промышленность Китая испытывает трудности.
«Это оказывает давление на многих отечественных производителей стали, не только в Австралии, но и во всем мире».
Теперь, похоже, Китай продает свои излишки стали на другие рынки, что приводит к ценовому давлению, которое ощущается в Австралии.
«Мы, безусловно, видим влияние большого объема стали, поступающей из Китая на рынки Юго-Восточной Азии», — сказал г-н Васселла изданию The Business.
«И это привело к давлению на цену, которое затем вернулось на наш внутренний рынок здесь, в Австралии».
Цена на железную руду — ключевой компонент стали — упала примерно на 35% с начала года. Спотовая цена сейчас составляет около $90 за тонну (A$133,78 за тонну).
Анализ казначейства на этой неделе показал, что резкое падение цен может стоить федеральному правительству $3 млрд дохода, что может привести к дефициту бюджета в этом финансовом году.
«У нас очень высокие цены на железную руду уже 20–30 лет», — сказал г-н Харкорт. «Нам действительно повезло, что цены очень высокие. Поэтому они должны были снизиться. Вопрос только в том, насколько они упадут еще больше, и окажет ли это реальное существенное влияние на наши бюджеты?»
Крупнейший производитель стали в Австралии BlueScope заявил, что на его финансовые показатели повлияют низкие азиатские спреды на сталь.
Компания заявила, что это будет обусловлено высоким региональным производством и экспортом стали, что повлияло как на цены на сталь, так и на стоимость сырья.
«Сталелитейные компании, особенно некоторые из менее эффективных сталелитейных компаний, будут терять деньги [при таких ценах], и так не может продолжаться вечно», — сказал генеральный директор BlueScope Steel Марк Васселла The Business.
«Поэтому это те корректировки, которые необходимо внести. И означает ли это структурную корректировку уровней производства и мощностей в Китае для удовлетворения внутреннего спроса? Я подозреваю, что мы начнем это видеть».