Как сообщает агентство Bloomberg, китайский экспорт стали резко вырос. История показывает, что это не может продолжаться долго.
Производители стали в КНР в значительной степени полагаются на зарубежные продажи, чтобы поглотить излишки, вызванные многолетним кризисом недвижимости в стране. Но они сталкиваются с обвинениями в демпинге со стороны импортеров, а протекционист Д.Трамп скоро вернется в Белый дом. Вспышка напряженности начинает напоминать последний торговый кризис в отрасли почти десятилетие назад.
Если Пекин не откажется от своей текущей стратегии и не решит снова раздуть рынок жилья или потратиться на инфраструктуру, то потребление стали в Китае будет в долгосрочной перспективе снижаться. Но заводы едва сократили производство, чтобы соответствовать этой реальности. Результат — почти рекордный экспорт. В прошлом месяце было отгружено более 11 млн тонн, что является 9-летним максимумом.
Инвесторы опасаются, что переизбрание Трампа спровоцирует новую торговую войну. Несмотря на то, что Китай не продает большую часть сплава в США напрямую, протекционизм может прокатиться по мировым рынкам стали и задушить мировую торговлю. Аналитики ANZ Group Holdings Ltd. считают, что китайские заводы могут попытаться «опередить» любое повышение тарифов, еще больше увеличив экспорт в течение следующих нескольких месяцев, согласно записке банка на прошлой неделе.
Китайская сталь имеет историю разжигания торговой напряженности. По данным министерства торговли Китая, в этом году страны-импортеры открыли 25 антидемпинговых расследований, что является наибольшим показателем с 2016 года. Если этот период можно считать ориентиром, можно ожидать резкого падения продаж.
«Экспорт стали из Китая может начать снижаться к концу 2026 года, поскольку все больше торговых партнеров усиливают антидемпинговый экспортный контроль, а общее производство стали падает», — сказала аналитик Bloomberg Intelligence Мишель Леунг.
Китай в основном экспортирует свою сталь в соседние развивающиеся страны, которым все еще необходимо построить масштабную инфраструктуру. Страны Юго-Восточной Азии, Южной Азии и Ближнего Востока в этом году увидели самый большой рост импорта, и многие из них являются партнерами Пекина в инициативе «Один пояс, один путь».
Но даже эти страны оказываются заваленными и в ответ повышают торговые барьеры. Это создает проблемы для китайских сталелитейщиков, поскольку показывает, насколько перенасыщенным стал рынок. И для заводов это станет только дороже, если они будут вынуждены поставлять продукцию дальше.
Крупнейший зарубежный рынок Китая является тому примером. «Когда китайские экспортеры горячекатаных рулонов смотрят на мир, они не слишком беспокоятся о Трампе, они беспокоятся о Вьетнаме», — сказал Томас Гутьеррес, аналитик Kallanish Commodities Ltd.
Это одна из стран, которая подняла разводной мост после того, как ее заполонила китайская сталь. Но трейдеры во Вьетнаме также отреагировали, увеличив экспорт, чтобы очистить скопившийся там металл, что усугубило глобальное перенасыщение в версии «бей крота» на рынке стали.
Другие соседи тоже недовольны. Экспорт из Японии и Южной Кореи застопорился из-за конкуренции со стороны Китая, а их внутренние рынки также оказались под угрозой из-за притока стали.
Япония хочет расширить свои антидемпинговые меры, чтобы остановить китайскую сталь, направляемую через третьи страны, в то время как Южная Корея начала расследование импорта листов из нержавеющей стали, поскольку она получает жалобы на то, что продукция, произведенная в Китае, продается ниже рыночной стоимости.
«Резкий рост доступной китайской стали создал проблемы для производителей в Японии и Южной Корее, что привело к сокращению доли рынка и прибыли», — сказала Мартина Ребер, менеджер по исследованиям в Pala Investments Ltd.
Экспорт имел решающее значение для удержания китайских заводов на плаву, поскольку внутреннего спроса просто недостаточно для поддержания производства в один миллиард тонн в год. Теперь дешевая китайская сталь тянет за собой весь рынок. Конкуренты от европейского сталелитейного гиганта ArcelorMittal SA до японской Nippon Steel Corp призвали к более жестким мерам, чтобы остановить поток.
По словам Ребера из Pala, китайская стальная продукция обычно на 10–20 % дешевле, чем у других крупных производителей, таких как Япония и Южная Корея. Но есть тревожные признаки в некоторых направлениях, таких как Индия и Филиппины, где стоимость китайского экспорта фактически упала, даже несмотря на рост тоннажа.
В более широком смысле, стратегия объема вместо стоимости станет проблемой для китайских заводов, если экспорт не сможет поддерживать темп.