ПАО «ГМК «Норильский никель» представляет четырнадцатый обзор рынков никеля, меди и металлов платиновой группы (МПГ).
С момента публикации предыдущего обзора рынка Норникелем цены на палладий, платину и родий продолжали следовать боковому тренду. По-видимому, для котировок МПГ это патовая ситуация, поскольку цена корзины МПГ нашла свою фундаментальную поддержку на текущих уровнях с точки зрения себестоимости производства, т.к. уже половина добычи МПГ в ЮАР убыточно на текущих ценах. В то же время рост цен стимулирует переработку накопленного лома отработанных автокатализаторов, что, в свою очередь, оказывает сдерживающее влияние на котировки.
В компании ожидают, что спрос на палладий упадет на 6% в годовом исчислении в 2024 г. Ожидается, что рынок легковых автомобилей с ДВС сократится на 3% в годовом исчислении до 77,5 млн единиц. Несмотря на то, что замедление роста рыночной доли электромобилей благоприятствует гибридам и способствует увеличения спроса на палладий, агрессивная оптимизация удельного содержания МПГ со стороны автопроизводителей в Китае, Японии и США компенсирует этот позитивный эффект.
Ожидается, что производство палладия снизится на 1% в годовом исчислении в 2024 г. Из-за гораздо более быстрого, чем ожидалось, ремонта печи взвешенной плавки производство МПГ в РФ восстановится до уровня предыдущего года, в то время как объёмы вторичной переработки в мире, как ожидается, снизятся на 5% в годовом исчислении. Первичное производство только начало реагировать на недавнее падение цен на палладий: значительными сокращениями производства планируется в Северной Америке. При этом, дальнейшее сокращение добычи скорее всего произойдёт в Южной Африке.
Норникель пересмотрел предыдущую оценку дефицита рынка палладия на 2024 г. (без учета инвестиций) с 0,9 млн унций до почти сбалансированного состояния из-за более высокого объема производства в России и существенного пересмотра вниз спроса со стороны автопрома в связи с более низким, чем ожидалось, выпуском автомобилей и агрессивными программами оптимизации удельного содержания МПГ в автокатализаторах в Китае, Японии и США.
Компания ожидает, что в 2025 г. рынок палладия останется сбалансированным, поскольку снижение добычи в Северной Америке и Южной Африке будет компенсировано восстановлением вторичной переработки автокатализаторов. В то же время общий спрос, как ожидается, будет стагнировать, если не произойдет значительного ускорения в качестве реакции на снижение процентных ставок в западном мире и меры поддержки экономики в Китае.
Спрос на платину также имеет тенденцию к снижению. Использование металла в автомобильной промышленности страдает от сокращения рынка дизельных авто и обратного замещения на палладий, поскольку некоторые автоконцерны уже полностью заменили платину палладием обратно. В то же время как спрос на платиновые ювелирные изделия также падает, особенно в Китае из-за длительной стагнации цены. Однако, это частично компенсируется ростом спроса на платину на 0,1 млн унций в прочих промышленных применениях. Между тем, развитие водородной экономики, похоже, запаздывает из-за проблем с оптимизацией затрат. Все это приведет к падению спроса на платину на 3% в годовом исчислении в 2024 г.
Ожидается, что производство платины в этом году останется на прежнем уровне, поскольку объемы производства аффинированной платины в Южной Африке превысят падающие объемы добычи в результате мер производителей по сокращению объемов незавершенного производства.
Соответственно, Норникель сохраняет свою оценку относительно сбалансированного состояния рынка платины в этом году.
Ожидается, что в 2025 г. рынок платины останется практически сбалансированным, с небольшим дефицитом 0,2 млн унций. Ожидается, что добыча в Южной Африке будет следовать тенденции к снижению на фоне сокращения маржинальности рудников, что будет компенсировать падение спроса на металл.
В долгосрочной перспективе ожидается сохранение стабильного паритета цен на палладий и платину, поскольку взаимозамещение в автокатализаторах будет сдерживать разницу цен двух металлов, однако в абсолютных значениях цена корзины МПГ будет зависеть от масштабов оптимизации производства в Южной Африке.