ПАО «ГМК «Норильский никель» представляет четырнадцатый обзор рынков никеля, меди и металлов платиновой группы (МПГ).
После достижения пиковых значений в почти $11 000 за т в мае цены на медь начали снижаться и достигли уровня около $9 000 за т к концу ноября. Эта тенденция обусловлена множеством факторов, в том числе снижением опасений дефицита предложения, снижением инвестиционного спроса, неопределенностью роста спроса в Китае, а также продолжающейся деиндустриализацией Европы вместе с растущими опасениями торговых войн.
На рынке медных концентратов внимание по-прежнему сосредоточено на исторически низких значениях TC/RC. Несмотря на объявленное китайским объединением медных плавильных предприятий CSPT сокращение производства, фактическое сокращение еще не началось, в то время как плавильные мощности внутри страны расширяются. По оценкам, в следующем году будут введены в эксплуатацию новые плавильные заводы мощностью около 2 млн т, преимущественно в Китае, в то время как ожидается, что на рынок поступит только 0,6 млн т новых концентратов, при этом новая продукция будет поступать в основном из Африки и других не ключевых стран производителей, где производятся значительные инвестиции в добычу меди со стороны китайских компаний.
Этот увеличивающийся разрыв между увеличением мощностей и увеличением добычи, вероятно, окажет дальнейшее негативное давление на значения TC/RC, создавая дополнительные проблемы для плавильных заводов. Спотовые значения TC продемонстрировали небольшое улучшение и в настоящее время составляют $10 за тонну. Бенчмарк ТС был установлен на уровне $21,25 за т в 2025 г., но это не принесет значительного облегчения для отрасли, поскольку уровень безубыточности китайских металлургических заводов составляет около $40 за т, что потенциально может привести к закрытию менее эффективных перерабатывающих предприятий.
Перспективы спроса на рафинированную медь выглядят уязвимыми на фоне сокращения промышленного производства и продолжающегося два с половиной года пессимизма участников индекса деловой активности в Европе, а также неоднозначных прогнозов по экономике США. Между тем, экономические показатели Китая отражают неравномерный рост, а меры правительственного стимулирования ниже ожиданий рынка. Однако, по мнению Норникеля, китайское правительство сохраняет возможности для дальнейшей экономической поддержки в 2025 г., включая денежные вливания, налоговые льготы и списание долгов, направленные на поддержку строительного, промышленного сектора и сектора услуг. Положительным моментом является то, что спрос на медь в электросетях остается на высоком уровне, что обусловлено продолжающимися инвестициями в расширение электросетей и общим экономическим трендом на развитие секторов с высоким потреблением электроэнергии.
В целом компания ожидает, что рынок будет в профиците в размере 200 тыс. т в 2024 г. и сбалансирован в 2025 г., поскольку рост спроса на медь, как ожидается, будет опережать рост мировой экономики в целом, благодаря ускоренному росту производства возобновляемой энергии и электрифицированного транспорта, а также продолжающейся тенденции к росту потребления электроэнергии на душу населения. Более того, глобальный сдвиг в сторону экономической регионализации, протекционизма и тенденция государственной политики по самообеспечению в важнейших отраслях с высоким использованием меди будут поддерживать спрос на медь в ближайшие годы. Хотя проблема огромного дефицита предложения в следующем десятилетии сохраняется, эти опасения ослабли в последнее время на фоне позитивных тенденций производства в Африке, вызванных значительными инвестициями со стороны Китая.