
Как сообщает аналитическое агентство MEPS International Ltd., строгие правила, разработанные для ускорения продаж электромобилей (ЭМ) автопроизводителями в ЕС и Великобритании, могут быть смягчены в попытке сгладить путь жизненно важной отрасли, потребляющей сталь, к декарбонизации.

«Промышленный план действий для европейского автомобильного сектора» Европейской комиссии предлагает продление периода соблюдения целевых показателей ЕС по выбросам CO2 с одного до трех лет. Это изменение предоставит европейским автопроизводителям больше времени для достижения целевых показателей, потенциально избежав существенных штрафов за несоблюдение.

Тем временем министр по делам бизнеса Великобритании Джонатан Рейнольдс заявил, что будет реализовано «существенное изменение политики» в отношении мандата по продажам ЭМ. Он сделал эти комментарии во время поездки в Токио для встречи с официальными лицами из Nissan, у которой есть производственный объект мощностью 600 000 автомобилей в год в Сандерленде.

Автопроизводители критиковали британский мандат на электромобили, который предписывает, что 28% новых продаж автомобилей должны быть транспортными средствами с нулевым уровнем выбросов с 2025 года (по сравнению с 22% в 2022–2024 годах) и 80% с 2030 года. Запрет на продажу всех новых автомобилей, не являющихся электромобилями, будет введен в 2035 году. Однако Nissan поставил под сомнение эффект штрафов в размере £15 000, налагаемых за несоблюдение, и хочет большей гибкости, чтобы обеспечить жизнеспособность производства автомобилей в Великобритании.

Производители стали подвержены слабости автомобильной промышленности
Контакты MEPS на рынке стали подверглись воздействию снижения спроса на новые автомобили в Европе. Автомобильный сектор является вторым по величине потребителем стали в Европе, на долю которого приходится около 17% материалов, закупаемых в регионе.

В последние месяцы заводы сообщили, что переговоры по их контрактам на поставку с покупателями стали в цепочке поставок для автомобильной промышленности были значительно продлены. Некоторые соглашения, обычно заключаемые в октябре или ноябре, были достигнуты только в феврале. Поскольку основные производители оригинального оборудования, включая Volkswagen Group и Stellantis, стремились сократить расходы, изначально искали экономию в размере €100–€120 на тонну для рулонов автомобильной стали.

Продажи автомобилей остаются значительно ниже уровня, существовавшего до пандемии COVID. Высокая инфляция и процентные ставки в сочетании с возросшей стоимостью электромобилей по сравнению с их бензиновыми и дизельными альтернативами значительно снизили доступность нового автомобиля.

Компания Jato Dynamics сообщила, что средняя розничная цена автомобиля в Германии сейчас составляет €56 735. Это больше, чем доход среднего немецкого работника до уплаты налогов в размере €51 900, согласно данным Федерального статистического управления страны.

Регистрация автомобилей в ЕС выросла на 0,8%, до примерно 10,6 млн единиц, в 2024 году. Однако продажи электромобилей снизились на 5,9%, их доля на рынке снизилась до 13,6%. Количество новых регистраций автомобилей в Великобритании выросло на 2,6% до 1,95 млн единиц, а рынок электромобилей вырос на 21,4%, достигнув доли рынка в 19,6%.

Растущий интерес к китайским электромобилям
Мандат Великобритании на электромобили увеличивает продажи. Однако растущий интерес потребителей Великобритании к недорогим китайским электромобилям снижает выгоду для автопроизводителей ЕС и его сталелитейной промышленности.

В 2024 году четыре основных китайских бренда страны — BYD, MG, Omoda и Ora — увеличили количество своих регистраций в Великобритании на 14% до почти 100 000 единиц.

Кроме того, несмотря на введение Европейской комиссией в октябре 2024 года пошлин в размере 7,8–35,5% на китайские электромобили, в прошлом году в ЕС автомобили страны продавались лучше, чем произведенные в Японии, Южной Корее, Турции и Великобритании. Общая доля рынка китайских автомобилей в ЕС выросла на один процентный пункт до 4,9%. Доля Китая в продажах электромобилей в ЕС превышает 20%.

Комментируя данные за 2024 год, аналитик рынка Jato Dynamics Фелипе Муньос сказал, что «еще предстоит увидеть», какое влияние импортные пошлины ЕС окажут на продажи китайских автомобилей. Однако позже Jato сообщил, что китайские бренды зарегистрировали более 37 000 автомобилей в ЕС в феврале, что на 52% больше, чем в предыдущем году.

Согласно отчету Eurofer об экономическом и сталелитейном рынке (февраль 2025 года), автомобильный сектор ЕС продемонстрирует скромное восстановление на 2,1% в 2025 году. Это позволит сохранить объемы производства значительно ниже уровня 2019 года.

Недавно опубликованная Европейской комиссией «Чистая промышленная сделка» предполагает, что автомобильный сектор ЕС станет «ведущим рынком» для стали с низким уровнем выбросов в ближайшие годы. Таким образом, может потребоваться ускорить разработку проектов планов поддержки автопроизводителей и потребителей.