
На Чепецком механическом заводе (АО ЧМЗ, предприятие Топливного дивизиона «Росатома» в г. Глазов, Республика Удмуртия) освоено производство семи новых номенклатур труб из титанового сплава для авиационных трубопроводных систем. Такие трубы диаметром от 6,35 мм до 31,75 мм с толщиной стенки от 0,4 мм до 1,3 мм ранее закупались российским авиапромом у европейских поставщиков. В настоящее время ведутся испытания сборок трубопроводных систем, изготовленных с применением продукции ЧМЗ.

Производство труб осуществляется методом холодного проката по разработанным на Чепецком механическом заводе техническим условиям из отечественного деформируемого титанового сплава ОТ4-1В. Сложность производства заключается в многостадийной обработке давлением, начиная от слитка и заканчивая готовым изделием, и очень малыми размерам допустимых дефектов в толще металла при повышенной склонности сплава к образованию трещин и складок при обработке. Для достижения требуемых механических свойств продукции потребовалось разработать индивидуальные маршрутно-деформационные схемы с режимами термообработки.

«В 2025 году мы планируем в четыре раза увеличить поставки титановых труб для авиации по отношению к 2023 году», - отметил Андрей Андрианов, генеральный директор ООО «Росатом МеталлТех» (специализированная компания-интегратор Топливного дивизиона в области металлургии).

До 2030 года Чепецкий механический завод планирует изготовить порядка 100 километров титановых труб для гидравлических систем отечественных самолетов.