Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Яндекс цитирования

Дороги, которые для нас выбирают. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (21-28 октября 2018 г.)

29 октября 2018, 08:39

Главным событием прошедшей недели, безусловно, стало заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам во главе с президентом. Для российского рынка стали это, пожалуй, главная надежда на качественный и количественный рост в ближайшие годы и на выход их нынешней беспросветной ситуации.
Цены на прокат во второй половине октября продолжали свое постепенное снижение. В условиях слабого спроса, избытка складских запасов, приближающегося сезонного спада дистрибьюторы сами вынуждены опускать котировки на листовой и сортовой прокат и просить очередных уступок у производителей. Скорее всего, по итогам октября металлургам придется осуществить еще одну корректировку в сторону понижения.

Без нового мощного ускорителя рынок в ближайшем будущем обречен на стагнацию. Безусловно, некоторые сегменты российской экономики растут, но это не компенсирует таких сильных негативных факторов как длительная депрессия в строительном секторе, падение инвестиционной активности в среднем и «средне-крупном» бизнесе, отсутствие положительных изменений на потребительском рынке. Центральный банк РФ удержался от повышения ключевой ставки, за что ему честь и хвала, но финансирование в России все равно остается дорогим и труднодоступным.

Запуск национальных проектов, к которым в правительстве подготовили конкретные программы с персональной ответственностью за выполнение, как раз дает шанс выбраться из этого болота. В ближайшие шесть лет в экономику планируется направить 28 трлн. руб, из которых 8,5 трлн. руб. должно поступить из внебюджетных источников. При этом планируется широкое задействование ведущих госкорпораций и привлечение крупного частного бизнеса, который может реализовывать проекты совместно с государством, а может и запускать собственные, но в рамках приоритетных направлений. В любом случае, деньги, заработанные в России, должны работать в России, а для этого им нужно широкое и выгодное применение.

Планы, безусловно, заявлены очень широкие. Многие проекты имеют социальную направленность: развитие науки, образования, здравоохранения, поддержка здорового образа жизни, благоустройство — в общем, повышение качества жизни. Но за этим кроются многомиллиардные инвестиции в строительство, современное оборудование, телекоммуникации. По словам президента, ставка будет делаться на разработку и внедрение собственных технологий. Там, где это возможно, предполагается обеспечить максимально высокий уровень локализации. Оборонные предприятия, обладающие в России наивысшим уровнем компетенций, должны направить свои ресурсы на обеспечение выпуска гражданской продукции.

Для российской металлургической промышленности это означает рост заказов на специализированную продукцию для машиностроения и других обрабатывающих отраслей. А также реальный шанс на расширение производства проката строительного назначения. Более 6 трлн. руб. планируется выделить на инфраструктуру — строительство автомобильных и железных дорог, аэропортов, мостов, развязок и множества других объектов. Программа повышения доступности жилья должна повлечь за собой подъем в жилищном строительстве.

Конечно, проблем и трудностей на этом пути возникнет множество. Хотя бы потому, что национальные проекты — крупнейшая программа в постсоветской истории России, затрагивающая, без преувеличения, практически все общество. Да и в советские времена примеров таких широких замыслов не много. Индустриализация 30-х гг., послевоенное восстановление, атомный проект, наверное... Может, еще так и не реализованные планы начала 50-х...

Как признавалось на заседании Совета, программы запускаются в достаточно сыром виде. Нет до конца продуманных механизмов финансирования, на ходу надо будет создавать систему контроля и оперативной коррекции, не завершен процесс наведения порядка на уровне регионов, не все мероприятия просчитаны и проработаны. В последние три десятилетия, как минимум, в России не было опыта стратегического планирования такого масштаба, да и управленческие и интеллектуальные ресурсы правительства, очевидно, отнюдь не беспредельны. Похоже, не зря в этом году во второй раз запускается конкурс «Лидеры России», на участников которого наверняка рассчитывают как на ближайший кадровый резерв.

Тем не менее, шансы на успех есть, и они не малы. По крайней мере, опыт успешной реализации крупных инфраструктурных и промышленных проектов в нашей стране имеется. А такие компании как «Росатом», «Ростех», РЖД, «Роснефть», «Газпром» показали, что они могут быть достаточно эффективными. К ним надо добавить управленческие и кадровые ресурсы «Новатэка», «Евраза», «Северстали», «Магнитки», «Лукойла», УГМК и многих других крупных частных компаний, которые так или иначе тоже будут участвовать в преобразованиях.

Кстати, за последние недели о запуске новых широкомасштабных инвестиционных программ сообщали ОМК, «Евраз», «Северсталь». Очевидно, это не случайно, и в скором будущем к ним присоединятся другие российские металлургические компании. Похоже, отрасль стоит на пороге новой инвестиционной волны. И не только металлургическая, кстати...

Между прочим, стимулирование экономического роста путем инвестиций — это уже давно известная в мире концепция, с успехом опробованная в Китае. Как раз на прошлой неделе там открыли 55-километровый мост с 6,7-километровым подземным участком, пересекающий морской залив и соединяющий Гонконг и Макао с «материком». А всего в третьем квартале 2018 г. в Китае было утверждено 45 инфраструктурных проектов на общую сумму порядка $63 млрд. или 4,15 трлн. руб., что более чем в четыре раза превысило показатель предыдущего квартала.

Сообщение об этом помогло преломить негативную тенденцию, появившуюся на китайском рынке стали в середине октября, когда стало известно о замедлении темпов роста китайского ВВП в третьем квартале до самой низкой отметки с 2009 г. На американские тарифы китайские власти ответили экономическим стимулированием. При этом новые события в КНР могут оказать благотворное влияние на весь азиатский рынок стали. В течение всего октября китайские, индийские, российские и другие металлурги сбавляли цены на листовой прокат, поставляемый в страны региона. В ближайшее время на волне китайских достижений эта ситуация может измениться.

В Индии, в последние месяцы бьющей рекорды по темпам роста потребления стальной продукции, одним из основных источников этого подъема тоже выступает инфраструктура. Страна просто задыхается из-за недостаточной пропускной способности транспортной сети, и сейчас предпринимаются серьезные меры, чтобы устранить этот недостаток. Так, в середине 2016 г. в стране стартовала рассчитанная до 2025 г. программа Sagarmala по строительству 14 морских портов, соответствующих сухопутных транспортных коммуникаций и промышленных зон. Объем финансирования составляет порядка 8,5 трлн. рупий ($116 млрд. по нынешнему курсу или около 7,6 трлн. руб.).

Как считают индийские специалисты, массовое строительство автомобильных дорог будет способствовать развитию национального автомобилестроения. В программе индустриализации страны «Make in India» («Сделай в Индии») как раз планируется превратить Индию во всемирный хаб по строительству малолитражек с широкой экспортной направленностью.

В целом Азия остается весьма привлекательным и многообещающим рынком для российских металлургов. Правда, в настоящее время там наблюдается избыток предложения в сегментах заготовки и листового проката. Слишком много собралось там сейчас продавцов. Российские компании в принципе занимают достаточно прочные позиции в странах региона, но, увы, это достигается путем занятия со своей продукцией низшего ценового сегмента.

В других регионах обстановка пока менее обнадеживающая. В Турции стало «чуть лучше». Лира укрепилась и пока не собирается снова падать, немного оживает стройка. Активизировался спрос на металлолом со стороны местных металлургических компаний, хотя заготовку они, в основном, предпочитают национального производства вследствие ее дешевизны. Однако надежды турецких металлургов во многом основаны на ожидании послаблений со стороны США, которые якобы снизят для них стальные тарифы до обычных 25% и тем самым откроют свой рынок для поставщиков арматуры и листового проката. Честно говоря, не слишком верится, что Штаты скоро пойдут на такой альтруизм.

Так или иначе, турецкий прокат идет в растущих объемах на европейский рынок, благо, квоты на нем еще не заполнены. Это вызывает раздражение у местной металлургической ассоциации Eurofer, предложившей Европейской комиссии установить лимиты на импорт не только определенных видов стальной продукции, но и из определенных стран. Здесь проблемы, кстати, могут возникнуть и у российских компаний, существенно увеличивших экспорт в Европу горячекатаных рулонов, арматуры и оцинкованной стали по сравнению с прошлым годом.

Ближайшие перспективы европейского рынка ассоциация Eurofer, кстати, оценивает без особого оптимизма. На 2019 г. предсказывается замедление темпов роста, в частности, из-за торговых конфликтов. В Евросоюзе весьма опасаются введения в США пошлин на иностранные автомобили, а ведь такое развитие событий весьма вероятное. Вообще, Штаты в ближайшие месяцы точно не дадут никому скучать. Действуя по испытанному принципу «Ломать — не строить», они старательно разносят на части все, до чего могут дотянуться.

Очевидно, не зря у нас постепенно обрывают нити, связывающие российскую экономику с западной финансовой системой. Продажа львиной доли американских казначейских обязательств, 36%-ное сокращение консолидированного внешнего долга с середины 2014 г., недавние разговоры о дедолларизации — это все явно звенья одной цепи. И, пожалуй, если стартуют и реально заработают национальные проекты и программы, устойчивость российской экономики ко всяким внешним кризиса и санкциям, без сомнения, возрастет.

Конечно, путь вперед труден. Но эту дорогу для нас уже выбрали. Надо по ней идти.

ИИС Металлоснабжение и сбыт


Материалы по теме:
25/04/2019Рынок лития продолжает быстро расширяться
25/04/2019Япония временно сократила выплавку стали
25/04/2019Иранские экспортеры стали несут потери из-за санкций
24/04/2019CISA: выплавка стали в начале апреля выросла на 6,6%
24/04/2019AISI прогнозирует стабилизацию американского импорта стали

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/tape/2018/10/29/tape_57626.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2019
Рейтинг@Mail.ru