Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Яндекс цитирования

Когда очень хочется, но нельзя. Российский и мировой рынок стали: 25 ноября – 1 декабря 2019 г.

02 декабря 2019, 08:23

На мировом рынке стали наконец-то рост. За последние две недели стоимость листового проката в различных регионах поднялась на $20-30 за т и продолжает прибавлять. Очередное подорожание металлолома в Турции открыло возможности для нового повышения цен на заготовку и сортовой прокат.
Благоприятная конъюнктура на внешних рынках оказывает воздействие и на российский. Отечественные металлургические компании готовы снижать цены по ноябрьским и даже декабрьским контрактам, но после Нового года они намечают отскок, предлагая потребителям закупаться сейчас, пока есть возможность.

Правда, возникает вопрос о продолжительности подъема на мировом рынке. Пока что ему ничего не мешает. Покупатели в Европе и Восточной Азии, правда, ворчат от чересчур быстрого подорожания, но не отказываются от пополнения запасов. Китайские компании продолжают приобретать за рубежом заготовку, горячекатаный прокат и товарный чугун.

В то же время, окно для арбитражных сделок закрывается. В Китае внутренние цены на стальную продукцию в последние дни не растут вследствие приближения сезонного спада деловой активности. Объективных причин для увеличения спроса на стальную продукцию в других регионах мира тоже недостаточно.

Индийский рынок прибавил в последние несколько недель, в основном, на обещаниях новых государственных инвестиций в инфраструктурные проекты, тогда как частный сектор продолжает испытывать проблемы из-за сократившихся объемов кредитования. В Евросоюзе основную роль играют такие факторы как пополнение запасов и временное закрытие части мощностей. Над турецкими металлургами возникла угроза запуска антидемпингового расследования по горячекатаному прокату в ЕС.

В общем, нынешний рост – до первой серьезной неприятности. Откуда она придет – вопрос дискуссионный. Впрочем, пока внимание американцев поглощено слушаниями по импичменту, возможно, в других странах будет немного спокойнее. В частности, уже понятно, что никакого торгового соглашения между США и Китаем в обозримом будущем не будет, а ранее введенные тарифы останутся в силе, но, по крайней мере, для этого есть объективные причины. Так что, позитивная динамика на мировом рынке вполне может продержаться до новогодних праздников.

В российской экономике проблемы те же: низкие темпы экономического роста и слабый спрос на спотовом рынке, а также со стороны секторов строительства и ЖКХ. Зато, можно сказать, обстановка несколько прояснилась. Неутешительные итоги первого года реализации национальных проектов потребовали проведения анализа причин неудач и помогли, по крайней мере, поставить диагноз. Так, очень познавательным в этом плане стал форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса», проведенный 29 ноября под эгидой РСПП.

Как известно, расширение транспортной инфраструктуры – крупнейший из национальных проектов по масштабам и затратам. Только в 2019 г. на эти цели было направлено 2,4 трлн. руб. По словам первого заместителя министра транспорта РФ Иннокентия Алафинова, комплексный план, который надо выполнить до 2024 г., - это самый минимум, чтобы иметь в стране развитую инфраструктуру, обеспечивающую удешевление доставки грузов и ускорение транспортировки людей. И, конечно, это несколько миллионов тонн дополнительного спроса на стальную продукцию.

Инфраструктурными проектами готов заниматься и частный бизнес. На Форуме заявлялось, в частности, о наличии интереса к развитию общественного транспорта, что в перспективе может дать значительный прирост спроса на продукцию отечественного машиностроения. Есть сотни проектов, которые могут быть реализованы на основании концессий или в рамках государственно-частного партнерства.

Что же больше всего мешает реализации всех этих проектов?! Почему за год многое из запланированного в секторе инфраструктуры даже не стартовало, а сроки ряда важных проектов переносятся «вправо» на 2-3 года?! Почему в стране сокращаются масштабы строительства, а само оно идет непозволительно долго и обходится дорого?!

Как показали дискуссии в рамках Форума, главной проблемой на сегодняшний день стало государственное регулирование, которое является открыто враждебным для бизнеса и мощно тормозит развитие любого проекта. Исполнители находятся в тисках разрешительных и согласовательных процедур, которые невозможно ускорить. Они полностью лишились каких-либо степеней свободы при реализации проектов. Сметы и расценки жестко контролируются государством, причем в них заложены сильно заниженные суммы. При честной работе подрядчик фактически не может рассчитывать на прибыль и находится под постоянным риском штрафов и даже уголовного преследования. Все это ведет к затягиванию проектов, невыполнению заданий и падению качества.

Много внимания уделялось на Форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса» законопроекту «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности» (СЗПК), внесенному в Госдуму в начале ноября. С одной стороны, участники Форума признавали, что такой закон будет полезен, хотя бы потому, что раньше не было никакого. Но много раз повторялось и указывалось, что из-под его действия необходимо вывести уже действующие механизмы концессий и государственно-частного партнерства. В своем нынешнем виде закон просто ликвидирует эти реально работающие формы, и понадобится еще восемь или десять лет, чтобы заново что-то построить и настроить.

Еще одна острая проблема – качество проектов. Бизнесу, во-первых, необходима предсказуемость. Нужно хотя бы примерно знать, когда, что и где будет строиться, сколько приблизительно это будет стоить. Прежде чем запускать работу, надо решить вопросы с выделением земли, провести предварительные изыскания, оценить экономические аспекты – все это требует качественной профессиональной подготовки. Однако часто проектная документация готовится слишком долго, она устаревает и поэтому подвергается бесконечным пересмотрам и согласованиям, а дело стоит на месте.

Что в этой связи нужно бизнесу, чтобы хотя бы немного исправить положение? Прежде всего, убрать регулятивные барьеры, связывающие его по рукам и по ногам. Защитить заказчиков от произвола контролирующих органов, дать им право самим решать вопрос с экспертизой, перейти, в конце концов, на международную контрактную систему FIDIC, а не пытаться изобретать свою помесь одноколесного велосипеда с «испанским сапогом». И в качестве уж совсем запредельной, затаенной мечты, переработать 44-ФЗ, великий и ужасный, который наносит российской экономике в сто раз больший ущерб, чем любые санкции, неурожаи и падение цен на нефть.

Следует отметить, что присутствовавшие на Форуме представители правительства РФ в ранге замминистров выразили понимание всех этих проблем и готовность оказать помощь в их решении. Так, заместитель министра экономического развития Михаил Расстригин признал, что при выполнении госзаказов нужна не только минимальная цена, но и качество. Так что мысль о том, что в этой консерватории надо что-то менять, постепенно овладевает массами. Минтранс плотно работает с Министроем по ослаблению тех гаек, которыми сегодня затянута строительная отрасль, и стремится привлечь к этому процессу такие структуры как «Газпром» и энергетиков. Правда, Иннокентий Алафинов честно предупредил, что это дело не слишком быстрое.

Какие из всего этого можно сделать выводы? Прежде всего, первая попытка ускорить российскую экономику с помощью национальных проектов не удалась. Это плохо. Но в ходе запуска выявилось огромное количество проблем и трудностей, которые накапливались еще с середины прошлого десятилетия и постепенно опутали всю экономику страны массой запретов и ограничений. То, что о них начали говорить вслух, а в правительстве стали к этим словам прислушиваться, что в некоторые Министерства пришли новые команды, это, безусловно, хорошо. Так же очень не плохо, что, как минимум, часть отечественного бизнеса начала работать вместе с государством над устранением этих препятствий.

Понятно, что быстрых изменений не будет. В 2020 г. на потребление стальной продукции в России будут влиять те же негативные факторы, что действуют сейчас. Но… что-то все же начало меняться. В обществе, включая бизнес-сообщество, созрел большой запрос на перемены. В той или иной степени, так или иначе, они будут происходить.
ИИС Металлоснабжение и сбыт

Материалы по теме:
18/04/2024Цена на железную руду достигла 5-недельного максимума на фоне улучшения рынка стали
17/04/2024Производство стали в Китае в марте снизилось почти на 8% из-за сокращения производства
17/04/2024Солнечная энергетика обрекла рынок серебра на дефицит?
15/04/2024Thyssenkrupp сократит мощности по производству стали в Дуйсбурге и рабочие места
15/04/2024Китайский экспорт стали в марте приблизился к 8-летнему максимуму

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/tape/2019/12/02/tape_60388.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru