Интервью генерального директора ТД Брок-Инвест-Сервис о рынке металлопродукции

Вопрос: Как в 1-м квартале 2011 г изменялись средние цены на металлопродукцию в
мире и в РФ?
Ответ: Общая мировая тенденция 1-го квартала: рост мировых цен в начале года, с
замедлением и дальнейшим снижением в марте-апреле в зависимости от категории проката в связи с низким спросом со стороны конечных потребителей.
В России в январе-феврале произошел достаточно резкий рост цен /как производителей, так и складских поставщиков/, но так как спрос со стороны конечных потребителей не вырос адекватно росту цен, то в марте рост складских цен остановился, и по основным товарным категориям цены были скорректированы.
Производители были вынуждены также пересмотреть свои изначальные предложения по ценам на март. Вместе с тем произведенный рост цен обусловлен не только рыночной конъюнктурой, но и реальными факторами - такими как рост себестоимости производства, поэтому существенного "отката" цен ждать не стоит.
Вопрос: Объем экспорта/импорта в 1-м квартале? Основные тенденции?
Ответ: В 2009 г в связи со снижением объемов потребления внутри РФ производители активно поставляли свою продукцию на экспорт, в 2010 г эти объемы сократились. Объемы экспорта продукции из РФ в 2010-2011 гг в осенне-зимний период не являются какими-то необычными, то есть говорить о повышенном спросе на экспорте было бы не правильно.
Объем экспорта из РФ без учета труб в 1-м квартале был чуть выше 2 млн т ежемесячно. Основной объем экспорта /если исключить трубы большого диаметра/ идет в квадратной заготовке, слябах и немного в г/к рулонах, что является традиционным.
Объем импорта металлопроката в 1-м квартале также был на традиционном уровне – порядка 350-400 тыс т, в основном из стран ближнего зарубежья /Украина, Белоруссия/. Благодаря хорошему спросу в начале 2011 г на внутреннем рынке со стороны трейдеров можно отметить хорошие объемы импорта сортового проката.
Вопрос: Какова текущая ситуация на рынке черных металлов? Основные факторы? Ваш прогноз по ценам на
2-й квартал и 2011 г в целом?
Ответ: На мировом рынке в начале 2011 г в связи с повышением цен производителями наблюдался повышенный спрос со стороны трейдеров, превосходящий потребление конечных покупателей. Как следствие, на текущий момент запасы металлопроката на складах трейдеров хорошие, что позволяет им не активизировать закупки металлопроката. Текущий спрос на квадратную заготовку/арматуру низкий, что после повышения цены в феврале привело к ее снижению в марте. Дальнейшее снижение цены тормозится себестоимостью производства заготовки - отечественные комбинаты вместо снижения цены предпочитают снижать объем производимой продукции.
Цена на квадратную заготовку составляет порядка 630 долл/т FOB Черное море и стабильна уже в течение месяца, можно предположить, что рынок находится "на очередном дне". Во втором квартале начинается строительный сезон в северном полушарии, что вероятно приведет к росту спроса на арматуру со стороны конечных потребителей. С другой стороны во втором квартале вместе с наступлением весны традиционно снижается цена на лом черных металлов /на международном рынке является товаром-конкурентом квадратной заготовке/, что в свою очередь несколько ослабит позиции отечественных комбинатов. Исходя из вышесказанного, во втором квартале можно ожидать умеренного роста цен на квадратную заготовку/арматуру в пределах 5 проц. Общий ценовой тренд на рынке горячекатаного листового проката - понижение, активность покупателей слабая,
запасы высокие /особенно это касается Китая/, усиливается конкуренция со стороны турецких производителей в связи с вводом новых мощностей в 2010-2011 гг. С другой стороны в связи со снижением экспорта из Японии /крупнейший экспортер качественного листового проката/ и из Ливии /тоже крупный экспортер/ можно ожидать, что экспортные возможности отечественных комбинатов временно улучшились. Спрос на слябы остается на хорошем уровне, цена стабильна. В частности, поддержку ценам на слябы оказывают ограниченные экспортные возможности Бразилии /крупнейшего экспортера слябов/ в связи с трудностями в логистике и снижение экспорта слябов из Японии.
Учитывая, что основной объем экспорта "листового" проката из России идет именно в слябах, текущая рыночная конъюнктура оказывает общее поддерживающее воздействие на экспортные возможности комбинатов. С другой стороны, нужно учитывать общий низкий спрос на листовой прокат и усиливающуюся конкуренцию со стороны китайских производителей на азиатском и ближневосточном рынке. В целом можно ожидать, что во втором квартале цены на слябы начнут снижение в пределах 6-8 проц, по г/к прокату во втором квартале можно ожидать колебания цены около текущего уровня в пределах 5 проц.
Вопрос: Емкость внутреннего рынка металлопроката в РФ в 1-м квартале 2011 г? Как изменилась, что повлияло?
Ответ: Объем видимого потребления металлопроката в РФ в первом квартале был на уровне 3,4 млн т, труб /без учета труб большого диаметра/ - на уровне 500 тыс т. Обращает на себя внимание отсутствие сезонного спада поставок на внутренний рынок в осенне-зимний период. В то же время сезонное снижение спроса со стороны конечных потребителей произошло. Данные факты косвенно свидетельствуют о значительных запасах металлопроката на складах трейдеров, закупленных к началу сезона на фоне роста цен в январе-феврале. Произведенное производителями повышение цен на металлопрокат реализовано трейдерами еще не в полном объеме. Как следствие, во втором квартале вместе с наступлением весны и сезонного роста на рынке металлопроката можно ожидать некоторый рост рыночных цен. В то же время рынок останется "клиентоориентированным" так как товар нужно оборачивать.
Вопрос: Когда ожидается оживление спроса в 2011 г? Что будет влиять на спрос в РФ? Как оцениваете
китайский фактор?
Ответ: Оживление спроса ожидается во втором квартале вместе с наступлением весны в центральной части России и началом строительного сезона. Основной лейтмотив 2011 г – продолжение восстановления после кризиса. В 2010 г произошел рост металлопотребления по отношению к 2009 г на 36 проц /без учета труб/. Такой рост стал возможен благодаря восстановлению экономики и эффекту "низкой базы" в 2009 г. В то же время, если сравнивать с предкризисным 2007 г, объемы потребления составляют лишь 90 проц от уровня 2007 г. В 2011 г можно ожидать продолжения восстановления экономики до докризисного уровня, но темпы восстановления замедлятся /уйдет эффект "низкой базы"/.
Если мы предположим, что в 2011 г объемы потребления вырастут до 95 проц от 2007 г, то рост потребления по отношению к 2010 г составит 5 проц, если объем потребления восстановится до уровня 2007 г, то 10 проц. Таким образом, можно говорить о росте потребления в 2011 г на 5-10 проц по отношению к 2010 г.
Из других тенденций на российском рынке металлопроката можно говорить о росте регионального строительства, в том числе промышленного и коммерческого, возможно о росте потребления в автомобилестроении. Вместе с ростом потребления металлопроката мы прогнозируем рост цен на него в среднем в размере от 8 до 20 проц за год. Так, например, если среднегодовая рыночная цена на арматуру в 2010 г составила 22,6 тыс руб, то в 2011 г можно ожидать, что она будет в диапазоне 24,4- 27,2 тыс руб. По поводу возможности захода китайской продукции на рынок РФ – в центральном регионе мы ее не видим, так как с учетом логистики и более высокой себестоимости производства чем в РФ /по нашим оценкам минимум на 15 проц/ поставка ее в ЦФО экономически не обоснована. Единственное, что можно отметить: в Россию поставляется китайский прокат с покрытием, который за счет более низкой цены становится конкурентоспособным на внутреннем рынке РФ.
Вопрос: Происходит ли консолидация в металлоторговле РФ и в мире в целом?
Ответ: Да, такие процессы безусловно имеют место. Отечественные комбинаты продолжают реализовывать стратегии вертикальной интеграции, в том числе укрепляя собственные сбытовые сети.
Вопрос: Растут ли требования к способу отгрузки металлопроката, услугам металлообработки?
Ответ: Сегодня клиенты все чаще выбирают поставщиков металла по принципу удобства и экономической эффективности работы с ним. Для клиента в приоритете: быстрая отгрузка любой партии металла, и в 50 проц не просто металла, а еще и порезанного, согнутого в размер, покрашенного и другого металлопроката. За этим простым определением лежит целый пласт технологий, решений, действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы соответствовать изменяющимся требованиям рынка.
Для трейдера основой успешного бизнеса является четко выстроенная логистика. Помимо скорости и качества отгрузки все больше клиентов предпочитают покупать не просто металл, а готовый к
производству полуфабрикат, доставленный прямо на объект по согласованному графику. Успешным на рынке будет тот металлотрейдер, чьи ресурсы, опыт, грамотная логистика позволят интегрировать все составляющие цепочки поставок, реализовать качественные и надежные решения, оптимизируя издержки компаний-партнеров.
О КОМПАНИИ
Вопрос: Какова структура компании, в каких регионах Вы присутствуете?
Ответ: "Брок-Инвест-Сервис" определил для себя в качестве целевого рынок Центрального федерального округа /ЦФО/. На территории ЦФО работают 12 офисов продаж компании. В рамках регионального развития компания изучает рынки сбыта в Санкт-Петербурге, Поволжье и Черноземье. Опыт удаленных продаж показал, что одним из перспективных направлений для компании является Северо-Запад. В августе 2010 г был открыт офис продаж в Санкт-Петербурге. Сейчас там действует полноценное представительство со складским комплексом.
Вопрос: Расскажите об итогах 1-го квартала 2011 г и планах до конца года?
Ответ: Первый квартал 2011 г был нехарактерным для металлургического рынка - прогнозируемый рост цен практически на все группы товаров, несезонный всплеск потребления, вызванный конъюнктурными, а в какой-то мере и спекулятивными факторами.
Окончательные итоги квартала будут сформированы только к концу апреля, поэтому сейчас можно говорить об оценочных показателях. Объем продаж в 1-м квартале составил 76 тыс т металлопроката. Выручка от продаж - 2,3 млрд руб. Направление металлообработки принесло выручку в размере 12,2 млн руб. Чистая прибыль компании по итогам квартала ожидается на уровне 25 млн руб. В 2011 г компания планирует продажи металлопроката на уровне 380 тыс т, чистая прибыль планируется в размере 120 млн руб, а доля металлообработки в объеме чистой прибыли должна составить 10 проц.
Вопрос: Планируется ли в перспективе открытие или приобретение новых филиалов в РФ или за рубежом?
Ответ: "Брок-Инвест-Сервис" работает на территории РФ, мы не планируем выход на международные рынки. Что касается регионального развития в России - сейчас компания накапливает опыт удаленной работы с регионами, получает информацию о перспективности рынков, их емкости, наличии ниши и характеристики конкурентной среды.
Вопрос: Какой объем средств компания инвестирует в развитие?
Ответ: Объем инвестиций в развитие собственного производства в 2010 г составил 100 млн руб. Эти средства пошли на закупку металлообрабатывающего оборудования и современных станков.
Вопрос: Ранее компания планировала открытие собственного производства, расскажите об этом проекте?
На какой стадии он находится? Его стоимость и сроки реализации?
Ответ: В 2008 г мы планировали начать проект собственного производства по переработке листового и рулонного проката и выпуске готовых изделий. Его реализация позволила бы сформировать независимый от металлотрейдинга бизнес. Тогда этот проект оценивался в 300 млн руб. Старт проекта пришелся на самый разгар кризиса – конец 2008 г – начало 2009 г. В сложнейших рыночных условиях было принято решение пересмотреть проект. И уже в июле 2010 г были запущены линии продольной и поперечной резки листовой стали. В апреле 2011 г запущено производство холодногнутого швеллера. Размер инвестиций в производственный проект сейчас составляет 200 млн руб.
Вопрос: Размер задолженности компании на сегодняшний день?
Ответ: На текущий момент размер банковской задолженности находится на уровне 600 млн руб. И этот показатель "дышит" - в зависимости от ситуации мы увеличиваем его или снижаем.
Вопрос: Назовите основных Ваших потребителей?
Ответ: В 2010 г "Брок-Инвест-Сервис" работал более чем с 9 тыс клиентов. Это промышленные и строительные компании, небольшие трейдеры, посредники.
Вопрос: Назовите основных бенефициаров компании?
Ответ: "Брок-Инвест-Сервис" - компания со 100-проц частным капиталом.
Вопрос: Рассматривались ли варианты IPO в будущем? Возможен ли вариант привлечения стратегического
инвестора?
Ответ: Несмотря на модный тренд, такой задачи не стоит. Денежных средств, в том числе банковских
инвестиционных кредитов вполне хватает для обеспечения нужного темпа развития компании.
Вопрос: Как повлиял кризис на сокращение численности сотрудников?
Ответ: Численность персонала была снижена на 40 проц - это было необходимое решение. Кризис заставил серьезно задуматься об эффективности работы каждого сотрудника компании - от топ-менеджеров до рядовых специалистов. Результаты работы над эффективностью не заставили себя ждать. Хорошим примером может служить работа регионального управления продаж: производительность менеджеров региональных офисов продаж в докризисном 2008 г составляла 1700 т/чел, в кризисный 2009 г – 2700 т/чел. Мы и сейчас продолжаем работать не над количественными показателями, а над качественными.
Интервью генерального директора "Брок-Инвест-Сервис" Игоря Чепенко агентству ПРАЙМ-ТАСС

Металлиндекс
Источник: http://www.metalindex.ru/news/totals/ferrous/ferrous_196.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru