Немецкий автоконцерн MAN построит под Петербургом завод по выпуску до 10 тыс. тяжелых грузовиков в год. Стоимость проекта не превысит ?20 млн — на заводе будет производиться отверточная крупноузловая сборка автомобилей. Это позволит MAN избежать высоких импортных пошлин на готовые грузовики. Но концерн вряд ли составит серьезную конкуренцию КамАЗу и группе ГАЗ, которые подали заявки на работу в рамках льготного режима новой промсборки.
На следующей неделе автоконцерн MAN и власти Петербурга планируют подписать соглашение о строительстве завода по сборке тяжелых грузовиков. Предприятие будет располагаться в промышленной зоне Шушары, инвестиции в проект составят около ?20 млн, объем производства до 10 тыс. машин в год, рассказали источники "Ъ", знакомые с деталями соглашения. При такой стоимости, добавляют собеседники "Ъ", на первом этапе это явно будет отверточная сборка, хотя впоследствии MAN может перейти на полный цикл производства.
В пресс-службе MAN от комментариев отказались. В комитете Петербурга по экономическому развитию, промышленной политике и торговле подтвердили факт переговоров с концерном, которые ведет городское агентство по промышленным инвестициям с MAN. Информация о том, что MAN хочет построить завод в России, впервые появилась в 2008 году. В качестве потенциальных площадок концерн сначала рассматривал Калужскую и Брянскую области, но к концу 2010 года переговоры велись уже с Петербургом. Сборочные заводы в России уже есть у шведских Volvo (в Калуге) и Scania (также в Шушарах).
Заявление в Минэкономики на использование режима промсборки (обеспечивает льготные ставки таможенных пошлин) MAN, по данным источников "Ъ", не подавал. Но даже отверточная сборка позволит концерну сэкономить на пошлинах: на готовые грузовики они составляют 25%, а на компоненты — 10-15%. Volvo и Scania, запустившие подобные проекты, тоже не претендовали на новые договоры промсборки. Volvo пока работает по старому соглашению, Scania не пользуется режимом вовсе.
Дело в том, что новый режим не предусматривает особых параметров для производителей грузовиков, и они тоже должны обеспечивать производство 350 тыс. автомобилей в год по полному циклу, хотя за весь 2010 год в России, по данным АЕБ, было продано лишь 158,3 тыс. грузовиков. С другой стороны, производитель грузовиков может подать заявку вместе с каким-либо производителем легковых автомобилей. Так поступил, например, КамАЗ, подав заявку совместно с АвтоВАЗом и альянсом Renault-Nissan. "В таких условиях концерну будет крайне сложно конкурировать с КамАЗом и группой ГАЗ, которые подали заявки в рамках нового режима",— полагает источник "Ъ" на автомобильном рынке.
По данным АЕБ, в 2010 году в России было продано лишь 3,5 тыс. грузовиков MAN тоннажем 6-16 т, 2,1 тыс. грузовиков Scania и 2 тыс. грузовиков Volvo. Продажи КамАЗа составили 32 тыс. автомобилей, группы ГАЗ в грузовом дивизионе — 94 тыс. Однако, по словам Владимира Беспалова из "ВТБ Капитала", "у MAN все же есть ниша на растущем российском рынке". Во-первых, поясняет аналитик, это более высокое качество и технические характеристики, во-вторых, сегмент магистральных тягачей "пока не закрыт", хотя сборку подобных моделей в скором времени планирует начать альянс КамАЗ-Daimler. Михаил Пак из ИК "Атон" полагает, что MAN рассчитывает на скорое вступление России в ВТО, когда должны быть отменены пошлины на ввоз комплектующих, а значит, даже отверточная сборка станет очень выгодной. Но и в нынешней ситуации, отмечает аналитик Ernst & Young Иван Бончев, "MAN, построив свой завод, существенно сэкономит на пошлинах".