Землетрясение и цунами в Японии нанесли серьезнейший урон Toyota. Компания сможет полностью восстановить производство лишь к декабрю. Это приведет к тому, что в нынешнем году Toyota утратит титул крупнейшего автопроизводителя в мире
Мартовское землетрясение и цунами серьезно сказались на японском автопроме. Продажи Toyota, удерживающей мировое лидерство по объемам продаж автомобилей, только в прошлом месяце сократились на 30% до 542 465 единиц по причине дефицита комплектующих, производство которых пострадало из-за катаклизма, сообщила вчера компания. Объемы производства Honda в марте сократились на 19% до 282 254 автомобилей, но Nissan смогла даже увеличить производство на 9% до 382 704 машин, хотя объемы сборки ее машин в Японии рухнули на 52% до 47 590 штук, сообщило Bloomberg.
Проблемы с поставками комплектующих оказались более серьезными, чем ранее предполагала Toyota. Из-за этого японские сборочные предприятия загружены лишь наполовину, а зарубежные — на 40%, признал в конце прошлой недели президент компании Акио Тойода. Выйти на полную мощность компания сможет лишь к декабрю 2011 г., прогнозирует он: до сих пор Toyota испытывает проблемы с поставками около 150 видов комплектующих.
Прогноз по объему продаж Тойода не дал: это будет зависеть от скорости восстановления производственных процессов. Ранее исполнительный вице-президент Toyota Ацуси Ниими оценил потери в объемах производства компании с момента землетрясения до конца апреля в 400 000 автомобилей и отметил, что компания вряд ли сможет выполнить ранее заявленный годовой план производства — 7,7 млн автомобилей.
В результате Toyota может потерять 1-е место в рейтинге мировых автопроизводителей. Компания заняла его в 2008 г., оттеснив с этой позиции лидировавшую в течение 100 лет General Motors (GM). Toyota продала в 2010 г. 8,42 млн автомобилей по всему миру, но в 2011 г. сможет поставить лишь 6,5 млн штук, прогнозирует управляющий директор токийской Advanced Japan Research Кодзи Эндо. Другие опрошенные Reuters аналитики считают, что объем продаж Toyota может составить 6,3-7 млн автомобилей. В то же время GM, продавшая в прошлом году 8,39 млн автомобилей, в 2011 г. сможет продать более 8 млн штук, а Volkswagen — более 7 млн штук, полагает Эндо.
В России последствия стихийного бедствия на продажах Toyota пока не сказались: в марте продажи компании выросли на 168% до 12 567 автомобилей (рынок в целом вырос на 77% до 126 505 штук). Как изменятся продажи компании в нашей стране, представитель российской Toyota прогнозировать не стал.
Из-за проблем в Японии на пять дней — с конца мая по 3 июня будет остановлен петербургский завод Nissan.
Из-за землетрясения и цунами 11 марта японские предприятия, в том числе и выпускающие автокомпоненты, бездействовали и возобновили работу лишь в середине апреля (кроме завода по производству двигателей в Иваки), компании нужно синхронизировать производство в России с графиком поставок, отмечается в сообщении автопроизводителя.
Российский завод Nissan мощностью 50 000 автомобилей в год собирает седан Teana и кроссоверы X-Trail и Murano. В прошлом году он выпустил 24 500 автомобилей и к июню должен был выйти на максимальный темп производства. Как только компания сможет полностью восстановить обычный график поставок комплектующих, завод компенсирует потерянные в этот период объемы производства, пообещала Nissan.
Nissan стала первым автоконцерном, который приостановил производство в России из-за мартовского землетрясения. «АвтоВАЗ», «Соллерс», «ПСМА рус» (выпускает Peugeot, Citroen и Mitsubishi), Toyota, GM, Ford, Renault, Volkswagen, Hyundai останавливать свои предприятия пока не собираются, говорят их представители.
Вряд ли это последняя остановка: японские производители комплектующих до сих пор не оправились от кризиса, а перенос заказов на другие предприятия займет минимум полгода. Поэтому до конца 2011 г. российские заводы японских автопроизводителей могут время от времени останавливаться, считает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.