Гиганты регионального масштаба



Правительство Индии наконец разрешило корейской компании Posco построить в штате Орисса меткомбинат годовой мощностью 12 млн. тонн и стоимостью около 12 млрд. долларов.
В январе нынешнего года проект был одобрен национальным Министерством окружающей среды, а на прошлой неделе свои возражения сняла администрация штата, рассмотревшая жалобу от местных жителей и оставившая ее без удовлетворения. Теперь Posco может получить в свое распоряжение свыше 1250 га леса для строительства комбината. Также компания имеет право использовать для своего предприятия местные ресурсы железной руды, но не может ее экспортировать.
Проект Posco, анонсированный еще в 2005 году, считался одним из “знаковых” в металлургической промышленности Индии. С одной стороны, он был первым из ряда мегапроектов национальных и иностранных компаний, ориентированный на быстро растущий местный рынок. Как недавно заявляло Министерство металлургической промышленности Индии, производство стали в стране увеличивается медленнее, чем растет спрос, и для властей очень важно преодолеть это отставание, чтобы не впасть в зависимость от импорта. С другой стороны, трудности, с которыми столкнуласьPosco , которой понадобилось шесть лет для приобретения земельного участка, зримо показывали барьеры, стоящие на пути реализации крупных промышленных проектов в Индии. Из всех компаний, анонсировавших строительство меткомбинатов “с нуля” во второй половине 2000-х годов, пока толькоPosco удалось получить землю. Однако, возможно, прорыв, которого достигла корейская корпорация, придаст силы ее коллегам.
По данным правительства Индии, в прошлом году прямые инвестиции в экономику страны резко сократились, причем различные бюрократические барьеры были, очевидно, одной из основных причин этого. В то же время индийские компании расширяют объемы инвестиций за рубежом. Так, компания Jindal Steel & Power Limited (JSPL) сообщила о намерении построить в Боливии завод по производству восстановленного и горячебрикетированного железа (DRI и HBI) по технологии Midrex. Предприятие будет выпускать 2,52 млн. тонн продукции в год с использованием местного природного газа в качестве восстановителя. Это будет крупнейший в мире модуль по получению DRI-HBI.
В прошлом году JSPL приобрела аналогичное недостроенное предприятие компании Shadeed в Омане мощностью 1,8 млн. тонн в год и запустила его в действие. А на прошлой неделе также Омане начал работу завод по производству DRI/HBI бразильской компании Vale. Стоимость первой стадии проекта составила 1,36 млрд. тонн. Мощность предприятия составит 4,5 млн. тонн в год, в дальнейшем планируется строительство второй очереди аналогичной производительности.
Помимо завода, Vale построила в оманском порту Сохар Центр дистрибуции железной руды с пропускной способностью 40 млн. тонн в год. Через этот комплекс Vale планирует снабжать сырьем региональные металлургические заводы, включая те предприятия, сооружение которых только началось или запланировано на ближайшие годы.
Одним из таких предприятий, в частности, может стать металлургический комплекс в свободной экономической зоне King Abdullah Economic City в Саудовской Аравии, который планирует возвести к 2016 году компания Al-Rajhi Steel. На комбинате предполагается ежегодно получать 1,8 млн. тонн DRI и 650 тыс. тонн HBI, выплавлять 2 млн. тонн стали и изготовлять квадратную и круглую заготовку, полуфабрикаты из специальных сталей, профили и балки крупных размеров, а также рельсы. При этом Al-Rajhi Steel планирует стать первым производителем рельсов в регионе.
Перемена знака
Уже в конце апреля цены на длинномерный прокат в странах Ближнего Востока поползли вверх. В мае это движение резко ускорилось. Турецкие компании повысили цены на арматуру до 680-690 долларов за тонну FOB, а последние предложения поступают уже из расчета 710-720 долларов за тонну FOB. На внутреннем рынке котировки ведущих производителей превысили 715 долларов за тонну FOB. Заготовки достигли 650-660 долларов за тонну FOB/EXW. В этом подъеме принимают участие и компании из стран СНГ. Июньская арматура подорожала до 680-690 долларов за тонну FOB, а в ближайшие дни скорее всего еще прибавит. Производители заготовок котируют свою продукцию на уровне 620-630 долларов за тонну FOB.
Этот скачок цен объясняется несколькими причинами. Прежде всего после трехмесячного отсутствия на рынке региональные потребители и дистрибуторы исчерпали запасы продукции и вынуждены возобновить закупки. При этом объем предложения как готового проката, так и полуфабрикатов несколько ограничен. В последние месяцы турецкие, российские и украинские металлурги ограничивали объем выпуска. Кроме того, довольно большие партии арматуры были отправлены на внутренний рынок Турции, а также в США и страны Латинской Америки.
Аналогичного повышения ожидают во второй половине мая и европейские производители плоского проката, в конце апреля стабилизировавшие цены на горячекатаные рулоны в интервале 550-580 евро за тонну EXW, несмотря на наличие на региональном рынке менее дорогостоящей импортной продукции. По мнению металлургов, потребители в Европе также использовали большую часть запасов и должны будут осуществить закупки перед началом летней паузы.
Судя по всему, после праздников возрастет в цене и плоский прокат из СНГ. Украинские и российские компании распродали остатки майских горячекатаных рулонов по 630-670 долларов за тонну FOB, а на июнь, вероятно, поднимут цены. Во всяком случае, этому будет способствовать подорожание листовой продукции в Турции. Местные компании, в середине апреля сбавив котировки до 700-720 долларов за тонну EXW, дождались в ответ новой волны закупок, что позволило им вернуть цены на уровень 750-765 долларов за тонну EXW.
В то же время в Восточной Азии ситуация более противоречива. С одной стороны, корейские компании дружно заявили об увеличении стоимость плоского проката на 120-145 долларов за тонну. Котировки на японские горячекатаные рулоны, отправляемые на перекат в Корею, возросли в мае до около 800 долларов за тонну FOB по сравнению с 750-800 долларами за тонну FOB в предыдущем месяце. В то же время, китайские производители, обеспокоенные появлением в регионе российского горячего проката по 720-740 долларов за тонну CFR, дружно опустили цены. Некоторые компании в начале мая предлагали горячекатаные рулоны по 685 долларов за тонну FOB, хотя другие поставщики, наоборот, сообщали о некотором увеличении цен до 700 долларов за тонну FOB и более. Впрочем, в Азии, в отличие от Европы и Ближнего Востока, существенной активизации спроса на стальную продукцию в мае не предвидится.
Уверенность
Цены на железную руду на спотовом рынке стабилизировались. В конце апреля — начале мая стоимость 63,5%-ного индийского концентрата находилась на уровне 188-190 долларов за тонну CIF Китай. Спрос был относительно невысоким из-за праздников. Потребители, как правило, располагали достаточными запасами, к тому же большинство участников рынка ожидают уменьшения цен на железорудное сырье во второй половине мая и поэтому не торопятся с новыми закупками.
Рынок руды находится под давлением под влиянием процессов, происходящих в металлургической промышленности Китая. Летом этого года в стране снова прогнозируется дефицит электроэнергии. Скорее всего, правительство, как и в прошлом году, введет рационирование, ограничив энергоснабжение ряда крупных промышленных предприятий, в том числе меткомбинатов. Еще одним источником беспокойства металлургов и поставщиков руды является экономическая политика китайского правительства, направленная на минимизацию инфляции и стабилизацию финансовой системы посредством сокращения объема инвестиций в реальный сектор экономики.
Тем не менее специалисты считают, что снижение цен на руду в мае-июне будет незначительным и непродолжительным, а спрос на сырье в ближайшие годы будет увеличиваться высокими темпами. Железорудные компании, которые ранее откладывали реализацию своих проектов расширения мощностей, сейчас раскручивают инвестиционный маховик на полную мощность.
В частности, компании Vale и BHP Billiton утвердили инвестиционную программу своего совместного предприятия Samarco в Бразилии объемом 3,5 млрд. долларов, направленную на расширение производства окатышей от нынешних 8,3 млн. до более 30 млн. тонн в год. До кризиса завершение этой программы было намечено на 2013 год, теперь перенесено на первую половину 2014 года.
Бразильская компания CSN, шестой в мире производитель железной руды, тоже стартует широкомасштабную программу расширения добывающих мощностей и увеличения пропускной способности двух своих экспортных железорудных терминалов. Компания, ранее неоднократно переносившая реализацию этих проектов на более поздний срок, теперь собирается к 2014 году довести добычу руды от немногим менее 30 млн. тонн в 2010 году до 50 млн. тонн, а к 2016 году — до 70 млн. тонн.

Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1052.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru