Вагоностроители уже в 2012 году ждут насыщения рынка производства вагонов. Основная причина этого — стабилизация спроса на подвижной состав. Если в 2010 году вагоностроители произвели только 90 тыс. вагонов и не смогли покрыть потребности рынка (120 тыс. вагонов), то уже к концу следующего года уровень спроса на вагоны упадет.
Аналитик INFOLine Иван Федяков видит основную причину падения спроса на вагоны в насыщении рынка. «Перевозчики десять лет практически не закупали вагоны, а сейчас они наверстывают упущенное», — полагает эксперт. Глава торгового дома Тихвинского вагоностроительного завода Максим Куземченко говорит, что к 2014 году объемы производства превысят спрос на 45%, к этому времени спрос стабилизируется на уровне 75 тыс. вагонов в год.
Максим Куземченко видит причины сегодняшнего роста ажиотажного спроса на подвижной состав в том числе в неэффективности использования парка. «В 2010 году из-за восстановительных посткризисных явлений объем грузооборота упал на 4% относительно 2007 года, а с другой стороны, парк вырос на 5%, и при этом вагонов продолжает не хватать, — констатирует он. — Объяснений этому достаточно много — это и изношенный состав, и большое количество собственников подвижного состава. И чем больше вагонов выпускает отрасль, тем тяжелей становится управлять парком, используя диспетчеризацию вагонов огромного количества собственников». С этим согласен и коммерческий директор НПК «Уралвагонзавод» Андрей Шленский. По его мнению, с появлением частных операторов порожний пробег вагонов вырос до 40—50%.
Вторая причина избытка вагоностроительных мощностей, по мнению г-на Шленского, — появление новых производственных площадок. «С введением вагоностроительных и литейных мощностей вагоностроительных мощностей будет больше на 40%, литейных — на 30%», — говорит он. К концу 2011 года планируется запуск Тихвинского вагоностроительного завода. Мощность предприятия составит 13,5 тыс. вагонов и 90 тыс. т стального литья (30 тыс. вагонокомплектов) в год.
Эксперты и участники рынка рассчитывают, что с появлением на рынке избытка вагонов снизится цена на подвижной состав. «Рост цен на вагоны связан в том числе и с подорожанием литья, — отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов. — С падением спроса на вагоны будут снижаться и цены на литье. Сократится число поставщиков, и в итоге основными производителями станут сами вагоностроители». «Но говорить о том, что все предприятия переориентируются на свое литье, не приходится — в литейные мощности нужны огромные инвестиции», — добавляет Иван Федяков.
По словам Андрея Шленского, число игроков на рынке вагоностроительного литья хоть и сократится, но не сильно. «Когда упадет спрос на новые вагоны, вырастет спрос на ремонт подвижного состава», — говорит он. С сокращением поставщиков литья проблема некачественного литья вряд ли решится полностью, полагает Максим Куземченко. «Проблемы качества имеют и игроки из числа крупнейших поставщиков. В отличие от имеющих собственные литейные линии вагоностроителей, их позиции останутся сильными», — подчеркивает эксперт.