Без дисконта по займам "Ростехнологий" завод был бы убыточен
По итогам 2010 года АвтоВАЗ впервые за два года стал прибыльным. Прибыль компании составила 3,6 млрд. руб. по сравнению с убытком 49,2 млрд руб. за 2009 год. Но аналитики считают, что компании удалось заработать только за счет поддержки "Ростехнологий" — прибыль образовалась за счет доходов от дисконтирования займов госкорпорации, а в противном случае АвтоВАЗ получил бы убыток в размере 4,1 млрд руб.
Вчера АвтоВАЗ опубликовал консолидированный финансовый отчет по МСФО за 2010 год. Выручка компании увеличилась на 57,5%, до 137,6 млрд руб., чистая прибыль составила 3,6 млрд руб. по сравнению с убытком 49,2 млрд. руб. за 2009 год. "Положительный финансовый результат сформировался за счет прибыли ОАО АвтоВАЗ по РСБУ в сумме 2,1 млрд руб., убытка от деятельности консолидируемых дочерних обществ в сумме 0,8 млрд руб. и дохода от корректировок в соответствии с МСФО в сумме 2,3 млрд руб.",— уточняется в пресс-релизе АвтоВАЗа. На заводе "Ъ" пояснили, что "корректировки связаны в основном с результатом деятельности дочерних обществ, отложенным налогом, амортизацией основных средств и оценкой займов "Ростехнологий" (владеет 25% акций завода.— "Ъ") по справедливой стоимости". В 2010 году завод получил беспроцентные займы от "Ростехнологий" на 43 млрд руб.
Кроме того, в рамках реализации программы продажи непрофильных активов в 2010 году АвтоВАЗ продал дочерней компании "Ростехнологий" 100% акций ОАО "Тевис" (осуществляет снабжение теплом), ОАО "Электросеть" (занимается транспортировкой электроэнергии по своим электросетям) и ОАО "Тольяттинская энергосбытовая компания" (занимается сбытом электроэнергии) — в целом на 2,5 млрд руб.
Дополнительные средства АвтоВАЗ получил и от своих партнеров Renault-Nissan. Nissan предоставил компании долгосрочный аванс в размере 826 млн руб., а затем в марте 2011 года еще 799 млн руб. "Эти средства могут быть использованы исключительно для финансирования приобретения оборудования",— говорится в МСФО. Аванс АвтоВАЗ планирует погасить поставками автомобилей.
Аналитики подчеркивают, что АвтоВАЗ стал прибыльным только потому, что получил 9,6 млрд руб. операционных доходов от дисконтирования займов со стороны "Ростехнологий". "По сути, чистая прибыль в этом году — это те проценты, которые компания не выплатила, без них этот год был вновь убыточным",— говорит Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала". Михаил Пак из "Атона" соглашается, что "фактически "живых" денег на АвтоВАЗе в этом году не видели". "Без учета дисконтирования операционная прибыль составила бы всего 358 млн руб., а чистой прибыли не было бы вовсе, компания получила бы 4,1 млрд руб. чистого убытка",— поясняет аналитик. По его мнению, "без господдержки АвтоВАЗ не сможет выйти на чистую прибыль и в будущем".
По оценкам Владимира Беспалова, без учета прибыли от дисконтирования займов EBITDA АвтоВАЗа составила бы 8 млрд руб., а рентабельность по этому показателю — всего 5,8%. Президент АвтоВАЗа Игорь Комаров в апреле 2010 года в интервью "Ъ" говорил о планах достичь к 2012 году рентабельности по EBITDA на уровне 8,1%, при этом сама EBITDA должна составить 12 млрд руб. На АвтоВАЗе признают, что 2010 год был "нелегким". "В январе-феврале 2010 года продажи автомобилей были рекордно низкими, первый квартал был закрыт с убытком более 2 млрд руб. по РСБУ, работа во втором квартале ушла на компенсацию этого убытка",— поясняют в компании. Фактически, говорят на АвтоВАЗе, положительный результат 2010 года был сформирован во втором полугодии. При этом в начале 2010 года более чем на 20% выросли тарифы на энергоносители, в июне произошел кризис с металлургами и повышение ими цены на металл почти на 30%. Резкий рост продаж автомобилей (на 48%) компенсировать увеличение издержек не смог.
Егор Попов