В конце апреля остановлено производство первичного алюминия на Запорожском алюминиевом комбинате (ЗАлК), первенце производства “крылатого металла” в СССР.
В последние дни апреля ЗАлК заявил об остановке электролизного производства и прекращении выпуска первичного алюминия из-за убыточности ввиду высоких тарифов на электроэнергию. Представители собственника комбината — UC Rusal пояснили позицию компании: “В существующих сегодня условиях, когда производство алюминия из-за отсутствия дифтарифа глубоко убыточно, никто из инвесторов не будет заниматься выпуском алюминия в Украине. Компания долгое время вела переговоры с правительством Украины, но, к сожалению, вместо того, чтобы принимать реальные решения, работающие на благо экономики страны, отдельные чиновники делают заявления, не имеющие ничего общего с реальностью. Мы по-прежнему ждем конкретных предложений со стороны уполномоченной комиссии, направленных на возобновление основного производства на ЗАлКе”.
Напомним, в 2005 году был ликвидирован дифференцированный тариф на электроэнергию, в результате чего ЗАлК существенно ухудшил экономическую эффективность. До этого времени комбинат получал электроэнергию по специальному тарифу, который ежемесячно пересматривался в зависимости от колебания цены на алюминий на Лондонской бирже металлов. Теперь комбинат был зачислен в разряд потребителей электроэнергии второго класса — группу предприятий, у которых затраты на электроэнергию не являются ценообразующими. Отметим, что до отмены дифтарифа доля электроэнергии в себестоимости продукции ЗАлКа составляла 34%, после отмены — превысила 50%.
С наступлением мирового финансового кризиса производство алюминия на ЗАлКе стало убыточным. Постепенно началось сокращение персонала. В декабре 2008 года из-за падения спроса было остановлено производство кремния. В 2009 году комбинат сократил производство первичного алюминия на 56% — до 50 тыс. тонн (производственная мощность — 100 тыс. тонн). К концу 2009 года прекратился и выпуск глинозема. Дифтариф не вернули даже в качестве антикризисной меры.
Для сохранения источника пополнения бюджета местная власть на протяжении нескольких лет пыталась добиться от правительства разного рода тарифных преференций и субсидий, но — безуспешно. При правительстве Николая Азарова ситуация не изменилась. В начале 2011 года Rusal официально заявила о готовности продать комбинат, однако покупателей не нашлось. Теперь компания Олега Дерипаски выполнила обещание остановить производство.
По данным на первый квартал текущего года на ЗАлКе работало около 1 тыс. человек. Остановка электролизного производства приведет к сокращению персонала комбината на 500 работников. Российские собственники нашли что предложить залковцам. Кому выплатили в качестве компенсации от трех до пяти месячных зарплат, кому предложили рабочие места на российских предприятиях UC Rusal. По информации предприятия на конец апреля, уехать в Сибирь и другие регионы России согласились пятнадцать специалистов.
С остановкой электролизеров на комбинате алюминиевая специализация не будет свернута: планируется прокатывать алюминиевые чушки российского производства и получать более 15 тыс. тонн алюминиевого проката в год. На сохраненном литейном участке начали расплавлять и перекатывать привезенные из Волгограда заготовки. Сегодня суточное производство катанки составляет 50 тонн (1,5 тыс. тонн в месяц).
С июне на ЗАлКе собираются запустить две кремниевые рудотермические печи. Годовая мощность производства составит 8 тыс. тонн. На комбинате утверждают, что возобновление производства будет покрывать потребности украинских предприятий в кремнии на 60-70%.
Почему вопреки мировой практике правительство не возобновляет дифтариф? В Минэнергоугля объясняют это тем, что установление для ЗАлКа предложенного предприятием тарифа (4,3 цента за кВт-час) означает дотирование комбината на сумму около 1 млрд. гривен в год за счет других потребителей. Другими словами, невозможность дифтарифа вызвана прежде всего несбалансированностью рынка электроэнергии в стране.
Очевидно, что без дешевой электроэнергии ЗАлК неизбежно перестает быть промышленным гигантом, поскольку в работе ныне остается только прокатный цех.