Лидер российской и мировой промышленности, стратегический партнер концернов Boeing и AirBus – компания "ВСМПО-Ависма" – обеспокоена поиском сырья, альтернативного украинскому. Сокращение поставок в Россию ильменита с Вольногорского ГОКа может сорвать выполнение амбициозной программы "Титан 44 плюс" и притормозить проект создания Титановой долины в Свердловской области.
Как в России, так и в Украине, титановая промышленность – это государственный бизнес. Тем не менее между ними есть две большие разницы. Во-первых, технологическая пропасть. Украина только пытается выплавлять свои первые титановые слитки, а вот аналогичные слитки в российском исполнении давно нарасхват у крупнейших аэрокосмических компаний планеты. Около 70% продукции ВСМПО-Ависма идет на экспорт за пределы СНГ. Ее цель – довести производство титановых слитков в 2015 году до 44 тыс. тонн, т.е. увеличить более чем в полтора раза и занять 30-35% нишу на мировом рынке титана.
Разница вторая заключается в том, что в России частный капитал в титановой металлургии был, но вышел. Несколько лет назад Виктор Вексельберг благоразумно уступил эти активы государству и теперь ВСМПО-Ависма контролируется российским ВПК в лице концерна "Ростехнологии". В Украине же все наоборот. До сих пор титановая промышленность всегда оставалась в госсобственности (формально она и ныне там), но теперь в нее активно пытается войти Дмитрий Фирташ.
Не исключено, что с этой перегруппировкой сил и связаны неудобства, которые испытывает сегодня ВСМПО-Ависма. У Д.Фирташа свое понимание путей развития титановой отрасли Украины, и в россиянах он видит конкурентов. Впрочем, в очень далекой перспективе. Более вероятно, что его нынешняя игра направлена на то, чтобы склонить российских партнеров более щедро платить за это партнерство.
ВСМПО-Ависма всегда рассматривала Украину как сырьевой придаток к своей основной производственной цепочке. В Верхнее Салдино и Березники стекались в подавляющем количестве и ильменит, добытый Вольногорским ГОКом на Малышевском месторождении (Днепропетровская обл.), и титановая губка, выпеченная в Запорожье на ЗТМК. Только в прошлом году Вольногорский ГОК отправил на экспорт свыше 250 тыс. тонн титаносодержащего сырья. Почти все оно было впоследствии переработано на ВСМПО-Ависма.
Российская компания гордится тем, что среди мировой титановой гвардии она отличается высокой степенью внутренней интеграции. Внутри корпорации производится почти все, что необходимо для производства высококачественных сплавов из крылатого металла. Но вот собственной сырьевой базой у ВСМПО-Ависма нет и никогда не было. А на сырье приходится примерно 38% себестоимости готовой продукции корпорации. Поэтому ильменитовый поток из Украины жизненно важен для российской компании. Причем поток должен отличаться ритмичностью и постоянно прибавлять в мощности. Но как раз в этом россияне не уверены.
Почву для сомнений заложил Д.Фирташ, чьи структуры уже седьмой год держат в аренде Вольногорский ГОК. Все понимают, что и комбинат, и ВСМПО-Ависма плывут в одной лодке, связанные, как галерные гребцы, цепями спроса-сбыта, но гребут они все же в несколько разных направлениях. Теперь, когда господин Фирташ распространил свое влияние фактически на все крупные украинские предприятия, прямо или косвенно связанные с титаном и титаносодержащим сырьем, он в первую очередь обеспечивает ильменитовым концентратом их. Только в январе-апереле Вольногорский ГОК подписал соглашения на поставки ильменитового концентрата Запорожскому титаново-магниевому комбинату в объеме 85 тыс. тонн и объединению "Сумыхимпром" в объеме 48 тыс . тонн. К тому же иногда по ценам, превышающим экспортные. Очевидно, что часть этого концентрата была снята с российского направления.
Недавно Д.Фирташ озвучил планы довести производство титановой губки на ЗТМК до 20 тыс. тонн годовых, т.е. увеличить их почти втрое. В 2009-2010 годах комбинат выплавлял немногим больше 7 тыс. тонн титанового полуфабриката в год. Наверняка после оглашения этих планов у менеджеров ВСМПО-Ависма очень неприятно засосало под ложечкой. Ведь по ходу их воплощения все больше украинского ильменита будет уходить в Запорожье, а не за Урал.
Уральские "титаны" угрозу осознают и начинают принимать некоторые превентивные меры. В марте на ВСМПО-Ависма пришла первая небольшая партия ильменита из Забайкалья, в мае – из Индии, летом ожидается из Мозамбика. Генеральный директор российской корпорации Михаил Воеводин отмечает, что эти поставки можно пока рассматривать, как пробные, но в будущем они, скорее всего, станут регулярными. "Уже сегодня техническое управление Ависмы подтверждает пригодность концентрата от новых поставщиков, – отметил он в недавнем интервью российскому изданию "Металлург". – Он не лучше вольногорского, в некоторых случаях он незначительно хуже. Но это оправданная зона риска в сложившихся условиях, и мы на него пойдем".
Готовы пойти в ВСМПО-Ависма и на участие в непосредственной разработке ильменитовых месторождений. Пробный шар они запустили в Тамбовской области, где оформляют права на управление местным горно-промышленным комплексом "Титан", с лицензией на освоение месторождения Центральное. Второй шар, возможно, залетит гораздо дальше. В апреле представители ВСМПО-Ависма посетили вьетнамскую провинцию Куангнинь, где также обнаружены ильменитовые залежи, правда, пока еще не до конца разведанные. Запасы Центрального оцениваются в 1,6 млрд тонн рудных песков с содержанием в них 27 млн тонн ильменита, а также 5,5 млн тонн рутила, 4,9 млн тонн циркония, 20 млн тонн окиси титана. Планы по освоению этого месторождения совет директоров ВСМПО-Ависма намерен утвердить в течение мая-июня. Решение по вьетнамскому проекту ожидается до конца года. Тамошние запасы ильменита оцениваются в 3 млн тонн, из них добываемые на первом этапе – примерно в 1 млн тонн.
Еще при В.Вексельберге ВСМПО-Ависма весьма активно окучивала и тему вхождения в украинскую добычу титанового сырья. Тогда не сговорились, но вряд ли в России данную цель окончательно сняли с повестки дня. Для Ависмы это было бы самым простым решением самой острой проблемы. Но и Д.Фирташ, естественно, понимает ценность своего титанового козыря. И время от времени выкладывает его на стол в переговорах с российскими партнерами. Не исключено, что и по газовым делам. Ведь стабильность работы титановой промышленности для России – вопрос государственного значения. Поэтому Д.Фирташ может как минимум надеяться на рост закупочных цен на свой ильменитовый товар. По максимуму же он рассматривает ВСМПО-Ависма как гарантированного покупателя (или одного из таковых) на титановые активы, которые сегодня консолидирует, а завтра приватизирует. Фонд госимущества Украины уже высказался в поддержку разгосударствления титановой отрасли. Очередь за парламентом, чтобы снять ограничения на приватизацию отдельных объектов.
Наряду с этим в стране стартовали недавно еще два частных проекта, которые в будущем также могут быть интересны российским инвесторам. В конце прошлого года структуры Д.Фирташа запустили в работу на Житомирщине новый Междуреченский ГОК, а в Кировоградской области начала строительство ильменитового ГОКа на Бирзуловском месторождении компания "Велта". Объемы их потенциальной добычи анонсируются в пределах 180-200 тыс. тонн концентрата на каждого. Но это при выходе на полную мощность.
В своем последнем отчете перед акционерами дирекция ВСМПО-Ависма заверяет, что риски для деятельности компании, связанные с дефицитом сырья и ростом цен на него, можно расценивать как минимальные. Такое убеждение строится на том, что сейчас для получения металлического титана используется лишь около 5% добываемого ильменитового сырья. Остальной объем идет для производства пигментных красок на основе диоксида титана. Но при необходимости эта пропорция может быть пересмотрена, с уклоном в сторону титановых металлургов. Впрочем, далеко не все участники мирового рынка разделяют этот оптимизм. По оценкам компании Rio Tinto, одной из четырех крупнейших ильменитовых рудокопов мира, в ближайшее десятилетие ожидается перманентное превышение спроса на титаносодержащее сырье над его предложением. Подобного мнения придерживаются и специалисты австралийской компании TZ Minerals International. Они прогнозируют, что мировой спрос на титановое сырье за 8 ближайших лет увеличится почти в 2,5 раза – до 8,8 млн тонн (в пересчете на TiO2). Темпы роста спроса непосредственно на металлический титан международная исследовательская компания Roskill оценивает в 7% годовых.
Соответственно следует ждать и заметного роста цен и на продукцию титановой промышленности, в т.ч. сырьевую. Косвенно подтверждает эти ожидания нынешнее подорожание титановой губки на мировых рынках. С начала года ее стоимость на европейских площадках выросла почти на 1 долл., превысив к середине мая уровень в 9 долл./кг. При этом трейдеры осторожно поговаривают уже и о 10 долл./кг.
Если уж на то пошло, то и сбытовая политика Вольногорского ГОКа движется в том же направлении, причем галопирующими темпами. К примеру, еще в феврале ГОК продавал свой концентрат Запорожскому титано-магниевому комбинату по 655 грн./тонн, а в апреле уже подписывал контракт с ценой 1800 грн./тонн. Похоже, Д.Фирташу таки удалось найти золотую жилу в украинских ильменитовых залежах.
Олег Дорожовец