По данным World Steel Association (WSA), в апреле мировое производство стали составило 126,9 млн. тонн, что на 5% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.
Средний уровень загрузки мощностей в глобальной отрасли несколько повысился по сравнению с мартом, хотя и до уровня февраля всё же не дотянул. Очевидно, металлургические компании пока избегают сокращения выпуска стальной продукции, несмотря на не совсем благоприятную экономическую ситуацию.
Наибольшие темпы роста в абсолютном значении, как всегда, продемонстрировал Китай, где в первые четыре месяца текущего года было выплавлено 232,6 млн. тонн стали, на 9,1% больше, чем год назад. Несмотря на все сообщения об ограничении поставок электроэнергии на промышленные предприятия китайские металлурги в мае только наращивали обороты. По данным национальной отраслевой ассоциации CISA, во второй декаде месяца в стране выплавлялось в среднем более 1,98 млн. тонн стали в день.
Как считают аналитики из американского Citibank, китайский рынок стали еще далек от насыщения. На значительной части территории страны еще необходимо широкомасштабное строительство шоссейных и железных дорог, каналов и других элементов инфраструктуры. Кроме того, многие компании в последнее время переносят производство в центральную часть Китая, где затраты заметно ниже, чем в более развитых восточных провинциях. Это потребует развернуть в городах внутреннего Китая широкомасштабное жилищное строительство. Как считают в Citibank, к 2020 году потребление стальной продукции в Китае может превысить отметку 1 млрд. тонн в год.
В отношении ближайших перспектив многие специалисты также настроены достаточно оптимистично. По их мнению, в большинстве регионов мира к настоящему времени завершился процесс оптимизации складских запасов, теперь видимый спрос будет зависеть от уровня реального потребления, который не так уж и мал. Прискорбным исключением является только строительная отрасль. В частности, по оценкам индийской компании Tata Steel, которая объявила о частичном выведении из строя мощностей по выплавке стали и производству длинномерного проката на своих британских заводах и увольнении около 1500 человек, потребность Великобритании в конструкционной стали составляет сегодня лишь две трети от показателя 2007 года и вряд ли вернется на этот уровень в ближайшие пять лет.
Зато в Индии Tata Steel рассчитывает значительно увеличить объемы производства. Компания, в частности, начинает строительство нового металлургического комбината в штате Орисса. Первая очередь комбината мощностью 3 млн. тонн в год должна вступить в строй в 2013 году, вторая аналогичной производительности — еще через 2-3 года. Кроме того, к марту 2012 года Tata Steel планирует завершить проект расширения мощностей на 3 млн. тонн в год на своем головном заводе Jameshedpur.
Tata Steel должна стать первой компанией, которой удалось преодолеть все бюрократические барьеры в штате Орисса и приобрести участок земли для возведения меткомбината. Однако по ее стопам вскоре, очевидно, последуют и другие производители, в частности, Arcelor Mittal и Posco. Индийская компания Jindal Steel and Power Limited, которая тоже собирается строить завод в Ориссе, тем временем сообщила о пересмотре проекта в сторону увеличения. Если ранее JSPL планировала возвести комбинат на 6 млн. тонн в год, то теперь она заявляет о намерении добиться показателя в 20 млн. тонн в год к 2020 году.
Завершился очередной этап строительства меткомбината MMK-Atakas в Турции, который к концу текущего года должен перейти под полный контроль российского Магнитогорского меткомбината. На MMK-Atakas запущен стан горячей прокатки, который планируется вывести на полную мощность уже к январю 2012 года. На предприятии будет ежегодно производиться 2,3 млн. тонн горячекатаных рулонов, большая часть которых будет использоваться самой MMK-Atakas для изготовлении стальной продукции более высоких переделов.
Поднять перископ!
Мировой рынок стали находится в противоречивом, неопределенном состоянии. С одной стороны, объем предложения практически повсеместно превышает спрос. Многие потребители откладывают закупки в надежде на снижение цен. На рынок оказывают давление экономические и политические факторы, связанные с высокой напряженностью на Ближнем Востоке и проблемами задолженности и бюджетных дефицитов во многих странах. В Китае власти вынуждены бороться с негативными последствиями программы инвестиционного стимулирования экономики в 2008-2010 годах, ограничивая приток финансовых ресурсов в реальный сектор экономики.
С другой стороны, металлургические компании намерены как минимум сохранить нынешний уровень цен на июнь, а в идеале — осуществить повышение, призванное компенсировать высокие затраты на сырье и энергию. В частности, о подъеме цен на 20-65 долларов за тонну внезапно заявили ведущие американские металлургические компании, хотя национальный рынок находится в последнее время на спаде, котировки на горячий прокат упали за месяц более чем на 100 долларов за тонну, до около 850 долларов за метрическую тонну EXW, а дистрибуторы заявляют об избыточном уровне предложения и отказываются от закупок.
На Ближнем Востоке после небольшой паузы снова подорожал длинномерный прокат. На рынок начали возвращаться египетские компании, на подъеме строительная отрасль Турции. Благодаря этому турецкие производители арматуры вернули экспортные цены в интервал 700-710 долларов за тонну FOB, а поставщики заготовок из СНГ, дождавшиеся активизации иранского рынка, предлагают свою продукцию по 640-655 долларов за тонну FOB. Впрочем, арматура украинского производства, так же как и турецкая, превысила отметку 700 долларов за тонну. По словам производителей, подорожание вызвано крайне ограниченным объемом предложения по июньским контрактам.
Однако этот подъем вызывает сопротивление со стороны потребителей, пока не торопящихся заключать сделки по новым ценам. По этой же причине застопорился рост на европейском рынке. Местные металлургические компании смогли получить максимум возможного от ослабления курса евро по отношению к доллару, остановив спад и подняв котировки на длинномерный и плоский прокат на 20-30 евро за тонну. Однако попытка увеличить стоимость горячекатаных рулонов до 600-630 евро за тонну EXW в июле против 550-570 евро за тонну EXW в настоящее время скорее всего не удастся. Из-за отсутствия сделок некоторым европейским компаниям в последнее время пришлось пойти на уступки.
В Восточной Азии китайцы пока держатся на одном уровне, предлагая горячекатаные рулоны по 700-720 долларов за тонну FOB. Однако их конкуренты из других стран Восточной Азии постепенно понижают цены до китайского уровня. Некоторые компании из Кореи, Тайваня и Японии предлагают горячекатаные рулоны по 720-740 долларов за тонну FOB. Кроме того, о понижении внутренних котировок на июль-август сообщили тайванская China Steel и корейская Posco. С учетом того, что в самом Китае в ближайшее время может обостриться проблема перепроизводства, не исключено, что общий уровень цен в Азии может пойти вниз.
Дайте только время
Цены на железную руду на мировом спотовом рынке снижаются. В течение прошлой недели стоимость индийского 63,5%-ного концентрата сократилась до около 179-180 долларов за тонну CIF и, очевидно, продолжит уменьшаться. Китайские трейдеры сообщают, что отказываются от предложений на поставку данного материала и по 175 долларов за тонну CIF. Запасы руды в китайских портах находятся на уровне, близком к абсолютному рекорду, причем, металлургические компании, напуганные сообщения о грядущем энергетическом кризисе в стране, предпочитают приобретать отечественное сырье с более благоприятными ценами и условиями поставки.
Итак, нет никаких сомнений в том, что руда еще некоторое время будет дешеветь. Однако как долго продлится этот спад? В китайской компании Baosteel считают, что руда может дешеветь в течение всего лета, поскольку спрос на нее в стране сократится из-за отключения меткомбинатов от энергоснабжения. Кроме того, об уменьшении объемов выплавки стали уже сообщила японская компания Nippon Steel и, возможно, так же поступят некоторые корейские и тайванские производители.
В этой связи на рынке может снова возникнуть ситуация годичной давности, когда спотовые цены оказались ниже контрактных. Австралийские компании BHP Billiton и Rio Tinto предварительно сообщают, что будут продавать свой материал в третьем квартале примерно по 170 долларов за тонну FOB. Сейчас стоимость австралийской руды в Китае как раз и составляет порядка 170 долларов за тонну CIF.
Однако недавнее сообщение о рекордных объемах выплавки стали в Китае может развернуть рынок железной руды вспять. Как полагают некоторые аналитики, китайские компании не в состоянии долго воздерживаться от новых закупок. Их возвращение на рынок ожидается уже в начале июня.
Впрочем, в любом случае существенное удешевление железорудного сырья в обозримом будущем маловероятно. Будет ли оно стоить 180 или 170 долларов за тонну — для металлургических компаний не слишком принципиально.