Россия, объявившая о мегапроекте по организации высокоскоростного движения к чемпионату мира по футболу в 2018 году, стала очень желанным рынком для зарубежных производителей железнодорожной техники. Стараясь повысить свои шансы на получение заказов, они уже заявляют о готовности всерьез осесть в России. Так, французская Alstom объявила, что планирует локализовать производство на мощностях родственного ей «Трансмашхолдинга» (ТМХ). Речь идет об электричках на платформе Coradia и высокоскоростных поездах Pendolino.
«Поезда на основе моделей Coradia почти точно будут производиться в Демихове», — заявил вчера управляющий директор Alstom Transport по России и СНГ Бернар Гоннэ.
Демиховский машзавод входит в ТМХ, блокпакетом акций которого с мая владеет Alstom (25% плюс одна акция). В ТМХ рассказали, что у них с Alstom уже есть в России совместный инжиниринговый центр, который работает над созданием нового электропоезда. «Это будет новая электричка, созданная под конкретные условия эксплуатации. Она объединит опыт обеих компаний. Для Alstom этот опыт воплощен не только в Coradia, но также в Pendolino, TGV, AGV», — объясняют в ТМХ.
Кроме того, по словам Бернара Гоннэ, Alstom также рассматривает возможность локализации производства своих высокоскоростных поездов на платформе Pendolino (в России они известны как Allegro) на «Метровагонмаше» или на Тверском вагоностроительном заводе. На выбор площадки, как пояснил г-н Гоннэ, может повлиять возможность организации производства алюминиевых корпусов.
Сейчас поезда на платформе Pendolino ходят между Санкт-Петербургом и Хельсинки (четыре семивагонных состава). Но Alstom рассчитывает на расширение взаимодействия с Россией. «Мы считаем, что 40—60 единиц поездов Allegro требуется для чемпионата мира по футболу, мы готовимся к такому объему поставок», — сказал г-н Гоннэ. Стоимость одного такого поезда составляет 25—35 млн евро в зависимости от оснащения. Количество поставленных поездов будет обсуждаться. В РЖД заявили, что пока никаких решений по этому поводу не принято.
На поставку высокоскоростных поездов для маршрутов Москва — Киев и Москва — Берлин РЖД уже подписали контракт с испанской компанией Talgo. Но проекты в рамках ЧМ‑2018 подразумевают не только строительство новых магистралей Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург, но и реконструкцию других, уже существующих маршрутов с увеличением скорости движения до 200 км/ч.
Как РБК daily объяснили в компании «Скоростные магистрали», пока условия участия в тендере на строительство магистралей находятся в разработке. «Но, естественно, будут условия, подразумевающие в числе прочих максимальную локализацию производства подвижного состава и комплектующих узлов для магистрали», — заявили в компании. В ТМХ считают, что экономическая целесообразность переноса производства в Россию напрямую зависит от объема заказа. Если компания выиграет тендер, подвижной состав будет разрабатываться под конкретное техническое задание.
По мнению начальника управления по развитию продуктов УК «БКС» Дмитрия Кашаева, компания Alstom просто хочет загрузить производственные мощности завода, который частично ей принадлежит. В компании Siemens, которая уже активно поставляет железнодорожную технику в Россию, отмечают, что плюсом локализации является возможность лучше адаптировать технологии к потребностям конкретного российского заказчика, российским стандартам и климатическим условиям. Локализованные «Ласточки» (Desiro) будут выпускаться в Верхней Пышме с 2014 года. Как сказали в РЖД, локализация к 2017 году должна достигнуть 80%.