Продолжительная сага о борьбе за контроль над австралийской Riversdale Mining приближается к финалу



Индийская группа Tata Steel согласилась продать Rio Tinto свою долю в Riversdale, сохранив за собой пакет в совместном с этой компанией угольном проекте.
При нынешних тенденциях на сырьевых рынках, стремление Rio Tinto завладеть активами Riversdale вполне понятно. Эта компания, зарегистрированная на австралийской бирже, успешно продвигает угольные проекты в Африке и владеет правами на разработку богатого месторождения коксующегося угля Benga в Мозамбике — одного из самых крупных месторождений вне Австралии. Однако получить контроль над Riversdale оказалось весьма непростой задачей, поскольку крупными пакетами ее акций владели производители стали CSN (19,9%) и Tata Steel (21,2%), которым африканский уголь необходим для собственных заводов. Более того, еще в 2007 году Tata Steel и Riversdale создали совместное предприятие (СП) для разработки Benga, в котором индийской компании принадлежит 35%, причем она имеет право закупать 40% продукции. Поскольку в начале следующего года проект начнет выдавать первую продукцию, а в 2013 должен выйти на проектную мощность (5,3 млн. тонн угля), это СП оказалось для Tata Steel весьма удачной сделкой — компания заплатила за свой пакет около 88 млн. долларов, объявив, что доходность этих инвестиций за четыре года составила 100%. Еще до выхода на сцену Rio Tinto Tata Steel сообщала, что резервы Benga составляют 502 млн. тонн коксующегося угля и что мощности проекта Benga Coal будут постепенно увеличены до 20 млн. тонн в год.
Разумеется, вмешательство австралийской горнорудной группы пришлось весьма некстати для Tata Steel, которая рассчитывала обеспечивать африканским сырьем свои европейские заводы. Эти заводы достались ей после приобретения Corus в 2007 году, и они составляют две трети нынешних мощностей индийской компании. Именно поэтому — из-за мощного сопротивления двух крупнейших акционеров, правление Riversdale долго не принимало предложений Rio Tinto. Однако в начале текущего года оферта была принята, и Rio приобрела контрольный пакет Riversdale (немногим более 50% акций) за 3,9 млрд. долларов. Это резко ограничило возможности CSN и Tata Steel влиять на политику Riversdale, и в апреле CSN продала свой пакет Rio, что увеличило долю австралийской группы до 73%. Сразу после этого Rio Tinto объявила, что собирается снять акции Riversdale с котировки на бирже.
Тем не менее, Tata Steel продолжала упорствовать еще два месяца, и только в июне согласилась продать Rio Tinto свою долю Riversdale (которую к этому времени увеличила до 26%) за 1,1 млрд. долларов. По мнению некоторых аналитиков, для компании наличные деньги сейчас оказались важнее, чем этот холдинг, поскольку они дадут возможность сократить ее долг, составляющий 13 млрд. долларов. Кроме того, Tata Steel сейчас осуществляет расширение сталелитейных мощностей в Индии на 3 млн. тонн, а для этого тоже требуются деньги — 750 млн. долларов, которые компания выручила от продажи своих акций в январе, явно недостаточно для реализации этого проекта. Однако индийская компания сохранила свои 35% в мозамбикском СП и обсуждает возможности увеличения этой долю в проекте Benga.
Как бы то ни было, теперь главную роль в финансировании проектов Riversdale будет играть ее новый владелец — Rio Tinto. Управляющий директор Riversdale Стив Мэллион сообщил, что компания планирует начать экспорт коксующегося угля Benga в начале 2012 года, а на проектную мощность предприятие будет выведено в 2013 году. Его исходная производительность составит 2 млн. тонн (1,7 млн. тонн коксующегося угля и 0,3 млн. тонн — энергетического). По словам Мэллиона, добыча угля начнется в ноябре нынешнего года, но экспортные поставки придется отложить до завершения реконструкции терминала в порту Бейра.
Сроки развития транспортной инфраструктуры определят и время реализации следующих проектов компании. Мэллион сообщил в интервью Reuters: “По мере расширения портовых и железнодорожных мощностей, будет увеличиваться и добыча на Benga. В 2013 году предприятие будет производить 6 млн. тонн коксующегося угля и 4 млн. тонн — энергетического”. Однако в настоящее время пропускная способность инфраструктуры составляет только 6 млн. тонн.
Кстати, Riversdale владеет правами на разработку только третьей части Beira, а лицензия на остальные две трети месторождения принадлежит Vale, которая реализует там крупный проект Moatize. Разумеется, бразильская группа тоже вынуждена инвестировать в развитие инфраструктуры, и похоже, финансирование этих проектов компании будут осуществлять совместно. Сейчас проводится исследование возможностей расширения железнодорожной линии и строительства нового терминала в порту Бейра мощностью 18 млн. тонн, половина которых будет принадлежать Riversdale. Кроме того, компания и другие владельцы проектов изучают возможности строительства угольного терминала (20 млн. тонн) в Чинде (Chinde), севернее Бейры. Портовое строительство планируется завершить к началу добычи угля в рамках более крупного проекта Riversdale — Zambeze, который начнет выпуск продукции в 2015 году. По словам Мэллиона, это одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, компания планирует добывать на нем около 15 млн. тонн коксующегося угля и попутно около 5 млн. тонн энергетического. При этом Riversdale изучает возможность обойти ограничения железнодорожной инфраструктуры, используя водный путь — в принципе уголь можно спускать баржами вниз по течению Замбези. Мэллион считает, что начать сплав можно будет с 2 млн. тонн в год и позднее увеличить объем таких перевозок до 12 млн. тонн.
Экспорт угля из Мозамбика имеет весьма неплохие перспективы. У добываемого Riversdale коксующегося угля сравнительно низкая себестоимость, а географическое положение предприятия удобно для поставок на емкие рынки Китая и Индии. Аналитики говорят, что Riversdale может в итоге обеспечивать 10% мировых поставок коксующегося угля.
Таким образом, Rio Tinto значительно расширила возможности экспорта угольного металлургического сырья. А Tata Steel будет обеспечивать свои заводы собственным коксующимся углем. При этом, помимо Riversdale и Vale, в стране продвигают угольные проекты и другие компании. Поэтому Мэллион считает, что, начиная с 2020 года, Мозамбик будет экспортировать 55 млн. тонн угля.

Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1111.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru