По данным профильного Комитета Союза машиностроителей России в январе – мае 2011 года положительная тенденция увеличения объемов производства в рассматриваемых секторах машиностроения продолжилась. В среднем она составила 50,3%. Однако по большинству позиций выпускаемой техники отставание от показателей 2008 года составляет от 15 до 60%.
Увеличение выпуска достигнуто практически по всем видам тракторной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, подъемно-транспортной техники, кроме экскаваторов и башенных кранов.
Наибольший рост за этот период показали: трелевочные тракторы (в 3,6 раза), бульдозеры и трубоукладчики (в 3,0 раза), гусеничные тракторы (в 2,8 раза), плуги (2,4 раза), колесные тракторы и культиваторы (в 2,0 раза).
Снижение производства по экскаваторам и башенным кранам в январе - мае с.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило:
• экскаваторы – на 19,2%;
• башенные краны – на 16,0%.
Снижение темпов роста производства башенных кранов объясняется тем, что половина предприятий не выпускает продукцию. Уменьшение производства экскаваторов связано с тем, что сократились объемы выпускаемой продукции на ОАО «САРЭКС» (на 81,9%), ГУП «Омский завод транспортного машиностроения» (на 78,3%), остановил конвейер ОАО «Златоусский экскаваторный завод».
По состоянию на 1 июня 2011 года общее количество неотгруженной техники уменьшилось на 334 штуки и составило 7463 единицы. Это связано с тем, что в мае (по сравнению с апрелем с. г.) увеличились объемы отгрузки готовой продукции по следующим наименованиям: колесным тракторам, зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам, косилкам, трелевочным тракторам, строительным погрузчикам, лифтам. Большая часть неотгруженной техники (69,2% или 5162 единиц) приходится на зерно-, кормоуборочные комбайны и прицепную сельскохозяйственную технику (51,7% – 3856 единиц), тракторы (17,5% – 1308 единиц).
Несмотря на сегодняшние темпы роста производства, большинство предприятий машиностроения пока еще не вышло на показатели 2008 года. Первый вице-президент «Союза машиностроителей России» Владимир Гутенев в одном из последних выступлений отметил, что «за годы кризиса (в 2009 году) промышленное производство снизилось на 12%, машиностроение рухнуло на 29%, а так как валовый внутренний продукт растет в среднем на 6% в год, то мы свалились на 5 лет назад».
Правительство готовит программу утилизации старой сельхозтехники. Избавившись от десятилетнего комбайна или трактора, аграрии получат право приобрести новую технику с 15-процентной скидкой. Уничтожать старую технику при этом совсем необязательно. Производители опасаются, что задержка запуска программы может остановить обычные коммерческие продажи.
Ежегодно сельхозпроизводители смогут приобретать за счет программы 3626 единиц техники. Ее можно просто купить, взять в кредит или лизинг. Продаваться она будет со скидкой – для этого «Росагролизинг» получит бюджетную субсидию. Средняя стоимость сельхозтехники, подпадающей под условия программы, составляет около 6 млн руб. Максимальный размер госсубсидии – 910,5 тыс. руб., но не более 15% цены за единицу техники.
Приобрести со скидкой можно будет не только отечественную технику, но и импортную российской сборки. При этом уровень локализации должен быть не менее 50%. Программа обновления рассчитана на три года - с 2012-го по 2014-й. Она потребует из бюджета 3,5 млрд руб. в год. Под программу попадут зерно- и кормоуборочные комбайны, тракторы (с мощностью двигателей свыше 250 л.с.,) произведенные более десяти лет назад. Согласно опросу, проведенного Минпромторгом в этом году, сейчас порог эксплуатации свыше десяти лет имеют 80% тракторов, 68% кормоуборочных и 63% зерноуборочных комбайнов. Меняться они будут на более энергоэффективные: гусеничные тракторы мощностью от 95 л.с.; колесные - от 125 л.с.
На совещании по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автодорог председатель правительства РФ Владимир Путин поручил представить конкретные предложения по антидемпинговым мерам на рынке строительной и дорожной техники – по каким позициям и что нужно сделать. По его мнению принятых ранее мер недостаточно.
Реализуя масштабные планы по развитию дорожной сети, государство формирует серьезный спрос на дорожно-строительную технику. Отечественные машиностроители должны быть готовы к такому повороту. Но не за счет устаревших и неэффективных машин, а за счет новой, востребованной конкурентоспособной и модернизированной продукции.
Вместе с тем Владимир Путин пообещал содействие российским машиностроительным предприятиям, в том числе при создании совместных предприятий и кооперации с ведущими зарубежными производителями. Он также призвал для обновления парка дорожно-строительных машин активнее использовать лизинговые схемы, в том числе ресурсы Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).
Президент России Дмитрий Медведев в своем выступлении на заседании Петербургского международного экономического форума признал, что модернизация «идет непросто». Тем не менее он отметил первые успехи достигнутые в этом направлении. Глава страны представил свое видение России через несколько лет, а также призвал деловое сообщество совместными усилиями реализовать намеченные проекты модернизации.