В мае мировое производство стали составило 129,9 млн. тонн, из которых 60,25 млн. тонн пришлось на долю Китая, сообщает World Steel Association (WSA).
Оба показателя являются рекордными в истории, что, впрочем, скорее, проблема, чем достижение. В условиях нестабильной экономической ситуации во многих странах мира расширение объемов выплавки стали может привести к избытку предложения и падению цен.
За первые пять месяцев текущего года в мире было произведено 630,9 млн. тонн стали. Это на 7,1% больше, чем за тот же период годом ранее. Китай увеличил объем выпуска на 8,7% по сравнению с январем-маем прошлого года, а страны “остального мира” — на 5,8%. По оценкам корпорации Arcelor Mittal, рост производства пока практически не превышает темпов роста потребления стали — порядка 7% в текущем году. По большей части этот подъем будет обеспечен за счет стран BRIC и других динамично развивающихся государств в Восточной Азии и Латинской Америке. В то же время рынки Японии, Евросоюза, США и Ближнего Востока в текущем году будут стагнировать.
Среди лидеров по скорости расширения сталелитейных мощностей находится Турция. По данным за пять месяцев, производство стали в стране увеличилось на 2,54 млн. тонн по сравнению с показателями аналогичного периода годичной давности. Это третий результат в мире после Китая и Кореи. При этом отрасль продолжает динамично развиваться. На прошлой неделе очередной проект презентовала компания Yucel Boru, которая в настоящее время специализируется на изготовлении сварных труб и полых профилей. К 2014 году Yucel Boru планирует построить в Гебзе на азиатском берегу Мраморного моря меткомбинат производительностью 1,5-3 млн. тонн в год. Этот завод будет выпускать горячекатаные рулоны для производства труб. В настоящее время Yucel Boru закупает около 1 млн. тонн плоского проката в год, так что остальная продукция предприятия будет отправляться на внутренний и внешний рынки.
Сейчас мощности по производству горячего проката в Турции оцениваются примерно в 10,5 млн. тонн в год. Однако к 2014 году, после запуска комбината Yucel Boru, прокатного стана на заводе Kibar Holding производительностью 1,2 млн. тонн в год (ориентировочно в 2013 году) и выхода на плановую мощность предприятий Colakoglu и MMK-Atakas этот показатель должен превысить 16 млн. тонн. А, по словам Вейсела Йайана, генерального секретаря турецкой металлургической ассоциации, к 2015 году мощности по выпуску плоского проката в Турции достигнут 20 млн. тонн, а длинномерного — 42 млн. тонн.
Важную заявку на укрепление своих позиций в ближневосточном регионе сделала индийская компания Essar Steel, которая ввела в строй крупный сервисный центр в ОАЭ. В год это предприятие может обрабатывать до 250 тыс. тонн плоского проката, который будет поставляться с головного индийского завода Essar Steel. Благодаря созданию этого предприятия индийская компания планирует увеличить объем продаж своей продукции в зоне Персидского залива.
Наконец, в США после длительного простоя вернулся в строй завод Sparrows Point мощностью 3,6 млн. тонн в год, в марте этого года приобретенный в числе других активов американской компанией RG Steel у российской “Северстали”. По оценкам аналитиков, запуск этого предприятия создаст дополнительные проблемы для и без того переполненного американского рынка плоского проката, тем более, что RG Steel, стремясь заключить первые контракты с потребителями, начала сбивать цены.
Планирование ко дну
На мировом рынке стали в последние недели происходит понижение цен. В США появление на рынке RG Steel, готовой продавать горячекатаные рулоны по 770-795 долларов за метрическую тонну EXW, тогда как остальные компании предлагают их по 810-840 долларов за тонну EXW, стало последней каплей, окончательно повернувшей котировки вниз. Уже больше месяца ведущие металлургические компании США пытаются остановить спад, в ходе которых горячий прокат подешевел более чем на 140 долларов за тонну, но теперь очевидно, что это им не удастся. Большинство потребителей в стране задерживают закупки, рассчитывая, что в дальнейшем смогут приобрести нужную им продукцию существенно дешевле.
родолжается понижение цен и в странах Восточной Азии. Китайские компании, реагируя на спад на внутреннем рынке, уменьшили стоимость горячекатаных рулонов до 680-690 долларов за тонну FOB, холоднокатаных — до 740-765 долларов за тонну FOB, а оцинкованной стали — до 780-800 долларов за тонну FOB (базовая цена). Впрочем, продукция из Японии, Кореи, Тайваня и Индии котируется выше лишь на 20-30 долларов за тонну. При этом покупатели из Вьетнама, где цены на внутреннем рынке стали также падают, заявляют о готовности приобретать горячий прокат не более чем по 690 долларов за тонну CFR.
Восточноазиатские компании все больше обживают другие региональные рынки. Так, корейские компании составляют серьезную конкуренцию производителям горячего проката на западном побережье США, а китайцы поставляют в этот регион холодный прокат. В странах Персидского залива появляются предложения на поставку японских и корейских заготовок по 690-700 долларов за тонну CFR и горячего проката из Восточной Азии и Индии по 730-760 долларов за тонну CFR.
Постепенно опускаются цены в Турции. В конце мая — начале июня местные компании смогли довести котировки на горячекатаные рулоны до 780-800 долларов за тонну EXW (без НДС), но теперь им приходится отступать. На прошлой неделе эта продукция предлагалась по 740-760 долларов за тонну EXW, но покупатели считают и эти цены слишком высокими. По их мнению, сделки возобновятся только при условии удешевлении продукции до 700 долларов за тонну CFR.
До недавнего времени российские и украинские компании поставляли горячекатаные рулоны в Турцию по 705-735 долларов за тонну CFR, но теперь этот бизнес, похоже, прекратится. Пока украинский горячий прокат предлагается по 685-710 долларов за тонну FOB с поставкой в июле, а российские компании выставляют цены до 730 долларов за тонну FOB, но, очевидно, в ближайшее время экспортерам придется пойти на уступки.
То же самое относится и к производителям заготовок в странах СНГ. Благодаря ограниченному объему предложения они пока удерживают котировки на уровне 670-680 долларов за тонну FOB, но эти цены сегодня выглядят завышенными из-за снижения стоимости длинномерного проката. Турецкие компании были вынуждены сбавить цены на арматуру до 715-725 долларов за тонну FOB, причем, трейдеры полагают, что к началу июля этот показатель опустится до менее 700 долларов за тонну FOB. По крайней мере, покупатели из Саудовской Аравии и ОАЭ заявляют, что согласны покупать турецкую арматуру не дороже 710 долларов за тонну CFR, а в Египте, который ранее был крупнейшим покупателем данной продукции, произошло переполнение рынка, а цены упали.
Неадекватное понижение
Повышение цен на спотовом рынке железной руды оказалось непродолжительным. В течение прошлой недели стоимость 63,5%-ного индийского концентрата сократилась до около 177 долларов за тонну CFR Китай по сравнению с более 180 долларами за тонну в середине июня. Как отмечают аналитики, сырье не могло не подешеветь в условиях спада на китайском рынке стали. Металлургические компании покупают меньше руды, так как, с одной стороны, из-за проливных дождей в приморских провинциях уменьшился спрос на стальную продукцию в стране, а, с другой — в ближайшие месяцы производство стали должно сократиться вследствие широкомасштабных отключений электроэнергии. По мнению специалистов, спотовые цены на железную руду будут медленно понижаться как минимум в течение всего июля.
Это может создать определенные проблемы с квартальными поставками сырья. Австралийская компания Rio Tinto обнародовала свои экспортные котировки на третий квартал, которые оказались всего на 1,5% ниже, чем в апреле-июне. В частности, стоимость мелкодробленой руды Pilbara с 61,5% железа составит 167,5 доллара за тонну FOB. В то же время на спотовом рынке этот материал стоит не более 170 долларов за тонну CFR Китай.
Впрочем, руководство Rio Tinto заявляет, что готово к такому развитию событий. Компания заявляет, что считает оптимальными не квартальные, а месячные контракты на поставку железной руды и собирается переводить на них всех клиентов по мере завершения срока действия нынешних соглашений. Другой австралийский экспортер железной руды, BHP Billiton, вообще выступает за продажу руды по спотовым ценам. Только бразильская компания Vale придерживается более консервативной позиции. По ее данным, менее 5% ее клиентов приобретают у нее ЖРС по месячным или более “коротким” контрактам.
По мнению ряда аналитиков, стремление ведущих экспортеров железной руды к максимально “рыночному” механизму ценообразования объясняется тем, что сырье сейчас дорого, причем, цены на него не обнаруживают тенденции к понижению. Настоящее испытание действующий в настоящее время ценовой механизм пройдет через несколько лет, когда руда начнет дешеветь вследствие избыточного роста производства. В частности, в Бразилии к 2015 году ожидается доведение объемов добычи до более 780 млн. тонн, что почти вдвое повышает показатель 2010 года.
Правда, планы не всегда воплощаются в жизнь. Так, австралийские компании признают, что, скорее всего, не успеют закончить вовремя свои грандиозные инвестиционные программы на том же рынке железной руды из-за тотального дефицита инфраструктуры, оборудования и квалифицированного персонала. Сейчас в стране просто не хватает людей, чтобы строить все заявленные ГОКи, железные дороги и порты. По этой причине, в частности, отложила на неопределенное время свой проект китайская компания Sinosteel. Она собиралась инвестировать около 2 млрд. долларов в добычу железной руды в Австралии, но выяснила, что в 2016 году, когда этот проект предполагалось завершить, добытую руду не на чем будет вывезти.