Мировой рынок стали находится на спаде, однако эти негативные тенденции распространяются на толстолистовую продукцию в наименьшей степени.
Спрос на этот вид проката со стороны трубопрокатной, судостроительной, энергетической, машиностроительной отраслей достаточно высок, что и обуславливает относительно стабильные цены. При этом, как считают аналитики, спрос на толстолистовую сталь будет расширяться и в ближайшие годы, так что не удивительно, что ряд компаний проявляют интерес к этой продукции.
Корейская компания Hyundai Steel подписала на прошлой неделе контракт с SMS Siemag на реализацию сразу двух проектов в области производства толстолистовой стали. Первый из них предполагает расширение мощности построенного в конце 2009 года той же компанией SMS Siemag стана-5000 от нынешних 1,5 млн. до 2 млн. тонн в год. Кроме того, SMS Siemag установит на заводе корейской компании еще один толстолистовой стан производительностью 1,5 млн. тонн в год, способный выпускать материал толщиной от 6 до 200 мм и шириной до 4100 мм. Оба проекта должны быть завершены к середине 2013 года. После этого производственная мощность Hyundai Steel по толстолистовой стали достигнет 3,5 млн. тонн в год.
Индийская компания Jindal Steel & Power Ltd (JSPL) завершила свой проект строительства толстолистового стана-5000 производительностью 2 млн. тонн в год. Испытания оборудования, поставленного компанией Siemens VAI, должны стартовать в конце июля, а получение первой партии коммерческой продукции намечено на сентябрь.
Этот стан представляет собой первую очередь нового интегрированного комбината JSPL в штате Орисса (ныне — Одиша) мощностью 6 млн. тонн в год. В будущем году в рамках этого проекта планируется ввести в строй модуль по получению DRI на 1,8 млн. тонн в год, плавильный цех на 3 млн. тонн в год и МНЛС на 2 млн. тонн в год. Пока предприятие не начало самостоятельно выплавлять сталь, слябы на новый стан будут поставляться с действующего комбината JSPL в штате Чхаттисгарх.
Бразильская корпорация Vale, планирующая строительство металлургического комбината Acos Laminados do Para мощностью 2,5 млн. тонн в год, обратилась в правительство с просьбой о поддержке. Речь не идет о финансовой помощи либо каких-то других льготах — просто Vale хочет, чтобы государство расширило близлежащий порт Вила-ду-Конде. Как заявляют представители Vale, в северном штата Пара, где предполагается построить комбинат, нет и не будет в обозримом будущем потребителей на такой объем продукции. Следовательно, ее придется экспортировать, а для этого нужен порт.
На содействие государства рассчитывает и китайская компания Angang, на прошлой неделе получившая разрешение на поглощение компании Sangang, которая контролируется администрацией южной провинции Фуцзянь. По словам комментаторов, это слияние состоится только в том случае, если правительство даст разрешение на строительство на побережье интегрированного металлургического комбината мощностью 10 млн. тонн в год.
Южный Китай до сих пор испытывает дефицит плоского проката. По этой причине ведущие металлургические корпорации страны стремятся построить в этом регионе свои заводы. Компания Baosteel уже получила разрешение на сооружение комбината-“десятимиллионника”, аналогичный проект предлагает Wuhan Steel. Если Angang-Sangang тоже получит лицензию, то будет третьей.
Возвращение на исходные позиции
Цены на плоский прокат на мировом рынке к концу первого полугодия снизились до уровня, примерно соответствующего началу текущего года. Летний спад деловой активности в этом году наступил несколько раньше обычного вследствие неблагоприятной экономической ситуации в западных странах, так что металлургическим компаниям, желающим найти сбыт для своей продукции, приходится идти на уступки.
Японские поставщики горячекатаных рулонов после длительных переговоров заключили наконец контракты на поставку своей продукции в Корею во втором квартале. При этом июне цена была установлена на уровне 740 долларов за тонну FOB. По мнению аналитиков, переговоры по договорам на третий квартал будут не менее сложными и, вероятно, займут не меньше времени. Предполагается, что в июле цена должна сократиться до около 700 долларов за тонну FOB, что примерно соответствует текущему уровню спотового рынка. Корейские производители холодного проката, приобретающие японские горячекатаные рулоны, в настоящее время продают свою продукцию не дороже 780-790 долларов за тонну FOB.
В Европе котировки на горячекатаные рулоны опустились до 520-540 евро за тонну EXW. Это дает европейским компаниям возможность отбивать атаки конкурентов из Украины, России, Турции и Индии, которые предлагают аналогичную продукцию по тем же ценам, но на условиях CFR/DAF. Впрочем, как полагают специалисты, в июле плоский прокат в Европе снова несколько подешевеет. Предложение на рынке превышает спрос, запасы продукции у дистрибуторов достаточно велики, а возвращение покупателей на рынок ожидается не ранее конца августа.
Более стабильным выглядит ближневосточный рынок, где уровень продаж невысок, но относительно стабилен. Турецким компаниям пока удалось остановить спад на внутреннем рынке плоского проката, стабилизировав горячекатаные рулоны на отметке 740-760 евро за тонну EXW. Экспортеры из СНГ также сохраняют прежние котировки, предлагая горячий прокат на июль по 685-715 долларов за тонну FOB. Украинская толстолистовая сталь предлагается по 755-800 долларов за тонну FOB.
А вот ближневосточном рынке длинномерного проката цены продолжают понижаться. Турецкие компании возвратили экспортные котировки на уровень первой половины мая — 705-720 долларов за тонну FOB. Они надеются на еще одну волну закупок до Рамадана, который начинается 1 августа. По данным металлургов, у региональных дистрибуторов низкие запасы продукции, а из-за скачка цен в конце мая — начале июня они толком не смогли их пополнить.
Удешевление турецкой продукции сказалось и на стоимости арматуры и полуфабрикатов из СНГ. Заготовки предлагались в конце июня по 645-665 долларов за тонну FOB, хотя большинство поставщиков уже полностью распродали июльскую продукцию, поэтому объем предложения ограничен. Арматура украинского производства предлагается на внешние рынки по 680-710 долларов за тонну FOB.
По мнению участников рынка, в июле и августе уровень спроса и цен на стальную продукцию будет низким, но осенью начнется оживление. Правда, хотя металлурги всегда надеются на осенний подъем, реально котировки в этот период повышаются далеко не каждый год. Как представляется, в текущем году основное влияние на мировой рынок стали будут оказывать макроэкономические процессы, которые пока что не слишком благоприятны.
Пауза перед новым понижением
Спотовый рынок железной руды на прошлой неделе сохранял относительную стабильность. Цены на 63,5%-ный индийский концентрат остановились на отметке 175-176 долларов за тонну CFR Китай при минимальном спросе. По мнению некоторых наблюдателей, цены сохраняют постоянство именно по той причине, что сделок почти нет. В китайских портах и так складировано более 93 млн. тонн руды, металлургические компании приостановили закупки сырья, используя имеющиеся запасы, а мелкие производители стали покупают руду минимальными партиями. Цены на стальную продукцию в стране снижаются уже третью неделю подряд, поэтому металлурги и воздерживаются от приобретения руды, ожидая, пока она тоже подешевеет.
В том, что стоимость руды в ближайшее время уменьшится, уверены все участники рынка. Некоторые из них считают, что материал подешевеет до около 170 долларов за тонну CFR, другие полагают, что спад будет более глубоким, до 160-165 долларов за тонну CFR. По словам трейдеров, хотя поставки из Индии сократились с начала наступившего в июне сезона дождей, объем предложения сырья из Австралии и Бразилии остается достаточно значительным. Кроме того, негативное воздействие на стоимость руды будет оказывать депрессия на китайском рынке стали. Правительство КНР в последние месяцы проводит жесткую монетарную политику, стараясь снизить инфляцию, а от этого, конечно, страдает экономический рост.
Тем не менее, серьезного понижения цен на железную руду в обозримом будущем не ожидается. Австралийская компания Rio Tinto сообщает, что спрос на сырье остается стабильным, а в ближайшие годы он продолжит расширение. В то же время бразильская Vale сообщает, что намерена проводить более осторожную инвестиционную политику. В частности, компания снизила план на 2015 год до 469 млн. тонн по сравнению с прежними 522 млн. тонн. Впрочем, рост все равно предполагается очень значительным: в текущем году корпорация собирается произвести 308-311 млн. тонн сырья.