Эксперты считают, что к 2015 году около 30% всех продаж автомобилей в России будет приходиться на инновационные автомобили: гибриды, электромобили и авто на альтернативных видах топлива. Пока же этот показатель равняется 11%.
"К 2015 году более 43 производителей будут конкурировать на рынке электромобилей с 74 моделями, - считает руководитель практики "Автомобили" Frost&Sullivan в России Сергей Бургазлиев. - Применение электрических авто будет сосредоточено в основном на городских перевозках с фиксированной полезной нагрузкой и цикличным режимом работы. Однако бизнесу электромобилей придется серьезно конкурировать с традиционными автомобилями с ДВС и дизелем, поэтому потенциал этого рынка в ближайшие 3-4 года составит не более 2-3 тысяч единиц в год. Но это ни в коей мере не скажется на общем внедрении инноваций в автопром: в ближайшие три года около 50% автокомпонентов будут инновационными. Конечно, во многом это зависит от создания правительственных инициатив, рабочих групп и документов для всесторонней поддержки".
Пока же современные автомобили всего на 17% состоят из инновационных компонентов. В прошлом году этот показатель составлял 14%. По данным PSB Consulting Group, крупнейшие автомобильные концерны тратят на совершенствование своих продуктов до 10 млрд долларов в год. Аналитики предсказывают, что в ближайшие 3 года уровень использования инновационных разработок в автомобилестроении вырастет до 50%, попутно повлияв на смежные отрасли. "Автомобилестроение очень консервативная отрасль, в ней часто заимствуются технологии из других отраслей, - отмечает генеральный директор компании "Финпром-Ресурс" Игорь Аблаев. - С учетом тестирования инновации в автопроме движутся к широкому внедрению в среднем 4-5 лет. Нанотехнологии в современных авто используются для отдельных компонентов, причем это не влечет за собой повышения их себестоимости. В перечень автоинноваций входят покрытия и краски, улучшающие износостойкость, интеллектуальные компоненты (датчики сгорания топлива и выбросов, сенсоры), элементы освещения, электроусилители, наножидкости, шины с улучшенными характеристиками и катализаторы, соответствующие стандарту Евро-4/5".
К примеру, нанопокрытия, обеспечивающие безопасность вождения, сегодня составляют более 40% рынка нанотехнологий для автомобилей. К таким покрытиям относятся антиотражающие и антибликовые покрытия для зеркал и гидрофобные покрытия для стекол.
Светодиоды пока широко применяются только для освещения приборных панелей, однако активно внедряются элементы контрастного освещения на светодиодах. Системы дополнительных стоп-сигнальных огней на светодиодах уже к концу 2010 года занимали 43% мирового рынка таких систем, а системы основных стоп-сигнальных огней и указателей поворота - 10%. "В современных машинах светодиоды могут применяться более чем в 100 точках освещения внутри и снаружи автомобиля, - отмечает Аблаев. - Преимущества внедрения инновационной автооптики очевидны: компактность и снижение веса, сокращение энергопотребления, значительно больший срок службы осветительных приборов по сравнению с лампами накаливания. На долю всей светотехники сегодня приходится около 5% от себестоимости автомобиля".
При этом, по мнению экспертов, основная проблема национального автопрома - формирование сети высокотехнологичных поставщиков. "С советских времен проблема внедрения становится главным тормозом инновационного развития: в России есть длительная традиция "догоняющих" продуктов и инноваций, - отмечает руководитель проекта "Городской автомобиль" бизнесмен Михаил Прохоров. - В конечном итоге потребительский уровень автомобиля зависит от уровня технологий большого числа смежных отраслей: металлургии, нефтехимии, электроники. К примеру, наши немецкие коллеги подчеркивают, что высокий уровень Daimler или BMW - это во многом следствие технологического развития сети их поставщиков. В бюджет компании Toyota закладываются деньги на технологические мероприятия по повышению эффективности, конкурентоспособности сети ее поставщиков. Круг примеров целостного, оптимизированного развития в автоиндустрии можно долго продолжать, в большой мере это приоритетное государственно-частное партнерство".
Что же касается дальнейшего развития инноваций в автомобилестроении, то, по мнению генерального директора ГК "Модус" Татьяны Луковецкой, будущее за гибридными авто. "Практически все мировые лидеры автопрома инициировали такие проекты и уже демонстрируют их на автосалонах, - отмечает г-жа Луковецкая. - Например, альянс Renault - Nissan заявил о готовности инвестировать до 500 млн евро в проект и инфраструктуру электромобилей второго поколения для Израиля и некоторых европейских стран. Американские автогиганты изменили вектор развития в сторону более экономичных, экологичных автомобилей. Можно говорить, что гибриды вытеснят классические автомобили в легком, коммерческом сегментах в ближайшие годы".
Также, в автоиндустрии прослеживается явная тенденция по замене механических и гидравлических систем на электрические и электронные системы.