В 2011 году возрождение мирового металлорынка приостановилось. Но уже в ближайшие годы можно ожидать устойчивого роста спроса, хотя время от времени рынок и цены будут замирать. В этих условиях меткомпании СНГ смогут развивать работу в таких перспективных странах, как Китай и Индия.
Когда в марте-апреле мировые металлорынки накрыло новое охлаждение, многие аналитики прогнозировали, что уже к июню оно сменится активизацией. Но реальность спутала все карты: рыночная активность по-прежнему невысока и в ближайшие месяцы останется слабой. Когда ожидать подъема и что ждет глобальный рынок металлопродукции в последующие годы – МинПром разбирался вместе с украинскими и международными экспертами.
Факторы штиля
Да, несмотря на позитивные прогнозы, в июне штиль на международных металлорынках сохранился. По словам ведущего специалиста Немецкой стальной ассоциации Stahl-Zentrum Беате Брюнингхауз, ключевым фактором этого остается продолжение экономического кризиса: "Государственные долги, сформировавшиеся в 2009-10 годах при финансировании властями срочных антикризисных программ, в некоторых случаях к концу этого года превысят 100% годового ВВП (в США, Бельгии – почти 100%, в Италии – 120% ВВП, в Японии – 230%).
Рынок частных кредитов начал восстанавливаться – но в структуре капитала крупных компаний слишком велика доля антикризисных займов господдержки, уровень же других ресурсов невысок. А значит, частные компании финансово неустойчивы. В таких условиях западные инвесторы вкладывают средства в основном в неотложные проекты. Кроме того, высокие бюджетные расходы заставляют власти многих стран повышать налоги для населения, что дополнительно снижает общую потребительскую активность. А это еще больше сдерживает экономическую стабилизацию. Самые яркие примеры – Греция, Испания, Португалия, но то же самое касается и всего ЕС". В то же время важным фактором стабилизации выступает рост ВВП в странах группы БРИК (Бразилия, РФ, Индия, Китай), который, по оценкам Fitch Ratings, в 2011 году составит в совокупности 6,9%.
В целом по миру спрос на металл остается слабым. Ситуация на рынке усложняется вводом новых мощностей в некоторых странах: например, Турция в 2011 году стала крупным экспортером горячекатаного (г/к) листа, причем 90% поставляется в ЕС. Управляющий компании LN Metals (Британия) Горкем Болака сообщил, что в 2008 году мощности турецкие метпредприятий по производству г/к листа составляли 4 млн тонн/год, а уже в следующем году достигнут 13 млн тонн.
Кроме того, в 2012 году нетто-экспортером г/к листа станет Индия, где завершаются три крупных проекта расширения мощностей. А в России по результатам 2009-11 годов прокатные мощности (без учета труб) будут увеличены на 6 млн тонн, до 79 млн тонн – хотя производство проката в этом году не превысит 59 млн тонн, акцентирует вице-президент консорциума "Русская Сталь" Эдуард Потапов.
Ценовые подробности
В общем и без того избыточное предложение продолжает расти. А это сказывается на ценах, которые сохраняют тенденцию к снижению почти во всех регионах и сегментах рынка. Производители пытаются удержать котировки, но вынуждены уступать покупателям. В итоге, скажем, в США отпускные цены заводов сейчас нередко выше, чем спотовая стоимость продукции на рынке. "Потребители ждут дальнейшего ценового снижения и во многом заняли выжидательную позицию", – констатирует Б.Брюнингхауз. Пример – Ближний Восток, где по этой причине сокращаются продажи г/к листа и другой продукции, а цены склонны падать и дальше. К примеру, арматура в регионе подешевела уже в июне с 760-765 долл./тонн до 730-740 долл./тонн FOB.
"В Китае цены также уменьшаются ввиду ослабленного спроса, – продолжает Г.Болака. – Ведущим меткомпаниям КНР (Angang, Baosteel, Shougang, Wuhan Steel) пришлось снизить цены на июль: катанка и арматура подешевели на 50 юаней/тонн (7,7 долл./тонн), а лист – на 100 юаней/тонн (15,4 долл./тонн). Так, стоимость г/к листа на внутрикитайском рынке приближается к отметке 700 долл./тонн; операторы допускают и дальнейшее ценовое сокращение. Ослабевают котировки и в остальной Юго-Восточной Азии (ЮВА), где г/к лист подешевел до 720-730 долл./тонн FOB".
"В Европе поставщики пытаются удерживать цены на лист на уровне 530-540 евро/тонн EXW, но спрос достаточно вялый", – сообщил президент дивизиона "Сталь Европа" корпорации ThyssenKrupp Эдвин Айхлер. В целом эксперт называет три главных фактора, негативных для мирового рынка: 1) рост производственных мощностей, 2) рост конкуренции из-за дефицита спроса, 3) ценовое и прочее давление со стороны сырьевых рынков (см. статью "Рынок рудокопа" от 25 июня).
Однако есть и позитивные моменты. Вице-президент компании Research&Consulting Group Александр Сирик отмечает сравнительно высокую активность сделок по июльским поставкам, особенно в нише плоского проката. Причина кроется прежде всего в сезонном оживлении спроса. Но дно спада еще не пройдено, а когда оно наступит, стимулом для подъема будет стремление заказчиков купить максимум продукции по минимальной цене, считает Э.Айхлер. А это приведет к росту котировок и общей активизации рынка.
В преддверии роста
С учетом всех факторов аналитики сходятся во мнении, что до конца года глобальные металлорынки останутся примерно на нынешнем уровне, т.е. слабыми и волатильными. "Конъюнктура улучшается, но все еще остается тревожной, а перспективы – противоречивыми", – говорит президент шведской компании SSAB Мартин Линдквист. Восстановление продаж будет сдерживаться обострением финансовых проблем в Греции и всем Евросоюзе, снижением темпов экономического роста в США, плюс традиционным затишьем деловой активности в исламском мире на время Рамадана и, наконец, осенне-зимним ослаблением спроса. Основной же позитив – рост металлопотребления в странах БРИК и других крупных государствах третьего мира, считает Г.Болака. Хотя и в БРИК есть свои проблемы: в КНР из-за быстрого индустриального развития намечается серьезный дефицит электроэнергии, а экономика РФ зависит от цен на энергоносители. Кроме того, осенью прогнозируется активизация спроса на Ближнем Востоке и в странах ЮВА, а это положительно повлияет и на европейский рынок.
При этом выплавка стали в мире в 2011 году увеличится не менее чем на 3%, примерно до 1,5 млрд тонн, в том числе в Китае – до 670 млн тонн (с прошлогодних 630 млн тонн). Отметим также Италию, рассчитывающую в этом году повысить выпуск стали до 30 млн тонн (+20% к 2010). И Россию с ее планами "уверенного" роста показателей по стали до 62 млн тонн (+4,9%). "Видимое же потребление проката в мире в текущем году достигнет 1,36 млрд тонн (+5,8%)", – прогнозирует Э.Потапов. Тем самым, прирост спроса опередит темпы увеличения производства почти вдвое, что весьма благоприятно для оживления рынка.
А на 2012-13 годы в аналитической группе Metal Bulletin предрекают устойчивый ежегодный подъем глобального металлопотребления на 7-9%. Кроме роста в БРИК, это будет связано и с постепенной стабилизацией развитых экономик. Так, по прогнозам Fitch, в Японии экономический рост в следующем году составит 2,7% (2011 – 0,5%), в зоне евро – 1,8% (2011 – 1,2%). "Быстрее всего будет расти спрос на металл со стороны производителей автомашин, промышленного оборудования и товаров длительного пользования, а доля строительства в структуре потребления упадет, – предполагает управляющий отделом исследований аналитической группы Metal Bulletin Брайн Левич. – При этом сталелитейные мощности в мире к 2015 году вырастут на 13,2%, с 1,9 млрд тонн до более чем 2 млрд тонн". За счет этого в отрасли сохранится перепроизводство и избыток предложения, согласен и Г.Болака.
Что сможет СНГ
Главным фактором ценообразования на рынке металлопродукции останется стоимость базового сырья – железной руды и коксующегося угля, которые в ближайшие годы будут по-прежнему дорогими. Это приведет к быстрому росту себестоимости металлопроизводства в странах Запада и более медленному – в КНР. Эта страна, по словам Б. Брюнингхауз, "не только располагает большими запасами сырья, но и централизованно контролирует политику естественных монополий (энергоресурсы, железная дорога), стараясь не допускать их ценового давления на производителей. Чего не делается в той же РФ".
В 2014-15 годах быстрый рыночный рост снова сменится замедлением и стабилизацией, уверен Б.Левич. Цены на металл при этом могут снизиться примерно до нынешнего уровня, а затем колебаться согласно общей цикличности рынка. Конкуренция будет расти, и в борьбе за клиента поставщики расширят предложение различных опций – от нюансов качества и сортамента до эксклюзивных условий поставки и расчета. Борьба за рынок приведет к его дальнейшей консолидации, подчеркивает Г.Болака, и особо активными в сфере слияний и поглощений будут китайские компании.
"Потребление металлопродукции в мире будет нарастать, хоть и с частными колебаниями", – заключает президент компании Danieli Джанпьетро Бенедетти. И к 2020 году спрос на сталь достигнет 1,86 млрд тонн. Доля выплавки в электропечах к тому моменту повысится с 28% до 29,8%, доля конвертеров останется на уровне 70%, а мартеновское производство почти прекратится.
"Метхолдинги СНГ на фоне глобального рыночного роста продолжат реконструкцию и расширение мощностей с целью продвинуться во всех доступных сегментах, от традиционных для своего экспорта полуфабрикатов до проката с покрытием", – отмечает Д. Бенедетти. С точки зрения географии прогнозируются два приоритета: 1) сохранение позиций на существующих направлениях (Ближний Восток, Юго-Восточная Азия и др.), 2) активное закрепление на быстро растущих рынках (Китай, Индия). Так, группа "Северсталь" построит в Индии в партнерстве с местной госкомпанией NMDC новый метзавод годовой производительностью 2,5 млн тонн и стоимостью 2 млрд долл.
Относительно КНР эксперты считают: у металлургов СНГ есть возможность расширить поставки в эту страну. По мнению Б. Левича, к 2020 году потребление стали в Поднебесной превысит 900 млн тонн/год, и китайская металлургия не успевает за такими темпами роста. В том числе и потому, что национальная добыча железных руд и коксующихся углей растет не так быстро, как спрос. И через несколько лет Китай снова станет крупным импортером металлопродукции. Этим смогут воспользоваться и меткомпании СНГ, способные предложить приемлемые цены и хорошие сроки поставки.