Начало полугодия — удобное время для запуска новых металлургических проектов



Нынешние дни выбрали, в частности, корейская компания Posco и индонезийская Krakatau Steel, чтобы объявить о начале строительства доменной печи — первого объекта их совместного предприятия, первая очередь которого должна быть завершена в начале 2014 года. Помимо доменной печи на 3 млн. тонн в год, завод, 70% которого будет принадлежать Posco и 30% — его индонезийскому партнеру, будет включать коксовую батарею, аглофабрику на 1,5 млн. тонн в год, кислородно-конвертерный цех и толстолистовой стан на 1,5-2 млн. тонн в год. Кроме того, компания будет выпускать товарные слябы, которые будут использоваться в Индонезии. После завершения первого этапа стороны рассмотрят вопрос о расширении производительности нового предприятия до 6 млн. тонн в год.
В Японии компания Tokyo Steel Manufacturing в начале нового полугодия запустила на своем заводе Tahara МНЛС мощностью 2,4 млн. тонн слябов в год. Традиционно Tokyo Steel Manufacturing, крупнейший покупатель металлолома в стране, специализируется на выпуске длинномерного проката и коммерческой листовой стали, но продукция нового стана будет представляет собой полуфабрикаты из высококачественной стали для использования в автомобилестроении.
Для российского Новолипецкого меткомбината начало второго полугодия ознаменовалось завершением сделки по приобретению мощностей швейцарской компании Duferco. Россияне создали с ней совместное предприятие еще в конце 2005 года, а теперь воспользовались своим правом выкупить 50%-ную долю партнера. Сумма сделки составила 600 млн. долларов. В собственность НЛМК перейдут предприятия в США, Бельгии и Италии совокупной производительностью 5,5 млн. тонн плоского проката в год. При этом мощности Duferco по выплавке 3 млн. тонн длинномерной продукции в год останутся в распоряжении швейцарской компании.
Египетское правительство в начале июля выдало лицензии четырем компаниям на строительство метзаводов совокупной производительностью 2 млн. тонн арматуры и 1 млн. тонн товарной заготовки в год. Два предприятия должны быть размещены в южной части страны, два — на севере, в районе дельты Нила. Запуск этих проектов, которые должны стартовать в 2012 году и завершиться, если не помешают какие-либо нерыночные факторы, в 2014-2015 годах, направлен на уменьшение импорта. Недавно египетское правительство утвердило бюджет на 2011/2012 финансовый год, в котором расходы на строительство (преимущественно жилья и объектов инфраструктуры) увеличены на 16% (до 8 млрд. долларов) по сравнению с предыдущим периодом. При этом Египет продолжает оставаться одним из крупнейших импортеров длинномерного проката и заготовок в регионе.
А вот индийская компания JSW Steel потерпела неудачу. Власти штата Карнатака отказались предоставить ей лицензию на добычу железной руды, несмотря на то, что компания построила в штате меткомбинат мощностью 10 млн. тонн в год, в расширение которого недавно было вложено более 2 млрд. долларов. Теперь JSW Steel вынуждена отказаться от дальнейшего увеличения производительности предприятия, хотя ранее планировала довести её до 16 млн. тонн в год. По словам представителей компании, JSW и так вынуждена ввозить сырье для своего предприятия из других штатов, и возможности для расширения поставок уже полностью исчерпаны.
Завихрения у дна
На мировом рынке стали начинается “мертвый сезон”. Спрос невысок из-за неблагоприятной экономической ситуации, тревожных ожиданий участников рынка и трудностей с кредитованием для покупателей стальной продукции. Многие потребители и дистрибуторы имеют достаточные запасы, чтобы подождать с закупками до сентября. Со своей стороны, и металлурги не слишком стремятся к форсированию событий, понимая, что никакое снижение цен им не поможет гальванизировать спрос.
Как ни странно, одним из исключений стал ближневосточный рынок длинномерного проката. Компании из Ирака, Сирии, Ливана все-таки приступили к закупкам стальной продукции, формируя запасы перед началом Рамадана, который в этом году приходится на август. Увеличился спрос и на турецком внутреннем рынке. Благодаря этому турецкие производители арматуры подняли котировки сразу до 730-740 долларов за тонну FOB по сравнению с 700-715 долларами за тонну FOB в начале месяца. Заготовки турецкого производства подорожали до 690-700 долларов за тонну FOB, что создает благоприятные возможности и для поставщиков этой продукции из СНГ, тем более, что в последние дни явно оживился иранский рынок. В первую неделю июля цены на заготовки российского и украинского производства составляли около 650-660 долларов за тонну FOB, но теперь возможен их рост не менее чем на 10 долларов за тонну. Объем предложения заготовок на рынке сейчас ограничен.
В секторе плоского проката таких резких движений пока не ожидается. Стоимость горячекатаных рулонов из СНГ остается в интервале 680-710 долларов за тонну FOB, хотя, по мнению аналитиков, при заключении августовских контрактов поставщикам вероятно придется сбавить цены на 15-20 долларов за тонну. Впрочем, в Турции, где пользуется определенным спросом украинская продукция, внутренние цены на горячий прокат пока остаются на прежнем уровне — 740-750 долларов за тонну EXW.
Европейские мини-заводы благодаря сезонному увеличению спроса и ограничению объемов производства добились повышения цен на арматуру. Ее стоимость в регионе варьирует от 545 до более 560 евро за тонну CPT как на юге, так и на востоке Европы. Правда, при экспорте испанским и итальянским компаниям все равно приходится опускать котировки до 510-515 евро за тонну FOB.
А вот на европейском рынке плоского проката активность по-прежнему остается минимальной. Цены на горячекатаные рулоны стабилизировались в интервале 520-530 евро за тонну EXW, примерно на таком же уровне (на условиях CFR) котируется и большая часть импортной продукции. Тем не менее европейская металлургическая ассоциация Eurofer считает, что импорт наносит ущерб региональным сталелитейным компаниям, и требует возведения новых тарифных барьеров перед горячекатаными рулонами из Китая, России и Турции.
В Восточной Азии рыночная обстановка остается неблагоприятной для производителей. Китайские компании смогли стабилизировать цены на внутреннем рынке и вследствие этого немного повысили котировки на горячекатаные рулоны, хотя толстолистовая сталь продолжала дешеветь, снизившись до менее 700 долларов за тонну FOB. Впрочем, по мнению аналитиков, на китайском рынке вскоре может опять возобновиться спад. Дело в том, что при умеренном спросе производство продолжает увеличиваться. В третьей декаде июня в стране выплавлялось в среднем по 2 млн. тонн стали в день.
Корейские, японские и тайванские компании между тем продолжают медленно отступать. Стоимость коммерческих горячекатаных рулонов из этих стран почти сравнялась с котировками китайской продукции и составляет около 690-715 долларов за тонну FOB.
Новый рост
Цены на спотовом рынке железной руды, снижавшиеся на протяжении нескольких недель, снова пошли вверх. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата к концу прошлой недели превысила 180 долларов за тонну CFR Китай и, по мнению аналитиков, может еще немного прибавить.
Это повышение, как отмечают эксперты, вызвано прежде всего расширением закупок со стороны Китая. Как оказалось, производство стали в стране отнюдь не сократилось из-за дефицита электроэнергии. Наоборот, в последнюю декаду июня китайские меткомбинаты выдали рекордное количество стали. В связи с этим металлурги и дистрибуторские компании начали активно закупать сырье, создавая запасы на ближайшие полтора-два месяца. Кроме того, определенное влияние на цены оказал и недавний инцидент в Порт-Хедланде, через который компания BHP Billiton ежемесячно отправляет более 12 млн. тонн руды. Из-за аварии с человеческими жертвами BHP Billiton приостановила поставки на несколько дней.
Судя по всему, подъем цен будет краткосрочным. Ожидается, что китайские компании, выполнив плановые закупки, в середине июля снизят активность по меньшей мере на месяц, вследствие чего руда снова подешевеет до 170-175 долларов за тонну CFR. Тем не менее, она все равно останется на высоком уровне.
Между тем компания Macquarie Securities обнародовала новый прогноз, в соответствии с которым ожидаемого в середине текущего десятилетия падения цен на руду не произойдет. Как считают эксперты компании, многие из анонсированных в последние годы проектов новых ГОКов в Бразилии и Африке не будут завершены вовремя. Однако главной проблемой станет нехватка транспортной инфраструктуры. С этим, кстати, уже сейчас сталкиваются австралийские компании, которым, по оценкам Macquarie, придется столкнуться и с падением качества руды. Китай, как отмечает компания, наращивает объем добычи, но происходит это за счет использования все более бедных месторождений. По прогнозу Macquarie, в пересчете на 62%-ный концентрат производство ЖРС в стране, наоборот, сократился до около 200 млн. тонн к 2016 году по сравнению с более 330 млн. тонн в настоящее время.

Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1171.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru