На Западе еще не видели достаточного числа российских инвесторов



Что будет происходить с ценами на сырье и когда начнется вторая волна кризиса? Чего боятся западные инвесторы в отечественной горнорудной отрасли и как российским компаниям грамотно осуществлять зарубежную экспансию? На эти вопросы корреспонденту РБК daily ГАЛИНЕ КАМНЕВОЙ ответил партнер-руководитель всемирной группы PwC по предоставлению услуг горнодобывающим компаниям ТИМ ГОЛДСМИТ.
— Какова ситуация в мировой горнодобывающей отрасли? Что происходит с ценами на сырье?
— Согласно результатам обзора, подготовленного PwC, мировой горнодобывающей отрасли, в 2010 году совокупная выручка 40 крупнейших компаний отрасли увеличилась на 32%, чистые активы приблизились к 1 трлн долл. США, показатель EBITDA вырос на 72%, а чистая прибыль — на 156%. Такими результатами они обязаны росту цен на сырье и увеличению объемов добычи. При этом компании активно накапливали денежные средства и снижали долговую нагрузку.
В прошлом году также наблюдался существенный рост цен по всем ключевым видам продукции горнодобывающей промышленности: среднегодовые цены на железную руду по сравнению с 2009 годом выросли на 111%, энергетический уголь — на 40%, меди — на 37%, средние цены на золото выросли на 25%, алюминия — на 31%. В условиях рекордно высоких цен на сырье ведущие горнодобывающие компании стремятся нарастить мощности по добыче: за последние несколько месяцев 40 крупнейших компаний объявили о своем намерении в течение ближайших нескольких лет произвести капитальные вложения в размере 311 млрд долл., 120 млрд долл. из которых намечено освоить в 2011 году.
На цены влияет множество факторов, один из которых — соотношение спроса и предложения и ожидания, которые возникают в этой связи. В настоящее время существует довольно серьезная уверенность в том, что это соотношение может способствовать росту цен. Но на цены влияют и другие факторы. Например, участие финансовых инвесторов в сделках купли-продажи. Кроме того, воздействие на ценовую конъюнктуру оказывают и изменения, которые происходят в мире — они не всегда положительны. В настоящий момент таким фактором, например, является ситуация в Греции.
— Происходит ли оживление на рынке M&A в горнодобывающей отрасли?
— В секторе горной добычи всегда наблюдалось большое количество слияний и поглощений, но в некоторые периоды их больше, в некоторые — меньше. В этом году их было достаточно много в глобальных масштабах, но в целом — в пределах обычной ситуации. Если посмотреть, например, на Австралию, то и в секторе угля и железной руды приобретения действительно происходят. Обычно на активность в области слияний и поглощений в отрасли влияют такие факторы, как уверенность в будущем и повышательная динамика цен на сырьевые товары. В своей работе я много общаюсь с руководителями крупнейших горнодобывающих компаний во всем мире. Сейчас многие из них оптимистично смотрят в будущее.
— Как вы оцениваете роль России в мировой горнодобывающей отрасли?
— Россия играет важную роль в мировой горнодобывающей отрасли в качестве поставщика сырья, но при этом остается в собственных границах: сюда приходит не очень много иностранных компаний, а российские компании не сильно стремятся выйти на зарубежные рынки. На то есть определенные причины: иностранные компании сдержанны в своих стремлениях, потому что предполагают, что российские компании имеют больше преимуществ перед ними. С другой стороны, российским компаниям не столь интересно выходить за пределы страны, потому что и здесь достаточно много возможностей для развития. Конечно, мы видим российские компании, инвестирующие за рубежом, а также западные горнодобывающие компании, которые приходят в Россию, но примеры таких инвестиций скорее исключение, чем правило.
— Как вы думаете, сочетание каких факторов должно привести к тому, чтобы Россия открылась для инвесторов и начала активную экспансию?
— Если говорить о выходе России за пределы собственной территории, то здесь требуется в первую очередь желание российских игроков. Не думаю, что оно сейчас существует, поскольку у горнодобывающих компаний есть достаточно возможностей и внутри страны. У России нет такой потребности в сырье, как, например, у Китая и Индии. Эти страны, осознавая растущие потребности в сырьевых товарах, пытаются найти новые ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Что касается доступа к российским недрам иностранных инвесторов, то здесь ключевой вопрос — инфраструктура. В такой большой стране она развита довольно слабо, и месторождения полезных ископаемых могут находиться в самых отдаленных и труднодоступных районах, что является ключевым препятствием для получения доступа к запасам сырья на территории России.
В России проблема наличия доступа к инфраструктуре особенно актуальна в связи с огромными размерами страны, но тем не менее эта проблема существует и в Африке, и в моей стране, Австралии. Отсутствие и неразвитость инфраструктуры приводят к тому, что растут расходы и удлиняются сроки разработки месторождения.
— А как вы оцениваете зарубежную экспансию российских металлургических и горнодобывающих компаний? Многие из них до кризиса покупали активы по высоким ценам, которые не всегда отражали качество активов. Сейчас они не знают, что с ними делать.
— Большинство компаний приобретают активы по их рыночной стоимости и с учетом тех ожиданий, которые у них есть в отношении изменения цен на сырье. Многие компании осуществили приобретения до кризиса по достаточно высоким ценам. После резкого падения стоимости сырья в период мирового финансового кризиса они оказались в ситуации шока. Ожидания оказались совершенно не соответствующими тому, что происходило на самом деле. Но когда они покупали эти активы, они платили по рыночной стоимости. Это не значит, что все эти компании неправильно действовали, это означает лишь то, что для совершения успешной сделки необходимо немного удачи. Сейчас прошло два года, и у большинства компаний, которые сделали приобретения в то время, бухгалтерский баланс выглядит уже значительно лучше. Так что теперь компаниям необходимо пересмотреть свое отношение к ранее приобретенным активам на фоне перспективы растущей потребности в сырье. Сейчас эти активы уже не будут казаться слишком дорогими.
— В целом какое отношение к российскому инвестору на Западе? Для некоторых российских компаний попытки объединиться с зарубежными партнерами, например, завершились не очень удачно.
— На Западе еще не видели достаточного числа российских инвесторов, чтобы выработать определенное отношение к ним. Но если сравнивать, например, американские и российские компании, то со стороны американских мы видим больше открытости. Когда компания пытается осуществить приобретение, то в типичной ситуации она активно представляет себя отрасли, рассказывает, какие у нее намерения относительно будущего приобретаемых активов. Независимо от того, идет ли речь об американской или российской компании, когда компания выходит на рынок и не представляет достаточно информации о себе, у заинтересованных сторон возникают сомнения относительно того, что будет с ней происходить дальше.
— Каковы типичные ошибки российских компаний при выходе на зарубежные рынки?
— Неправильно было бы говорить только о российских компаниях. В целом ошибки заключаются в том, что компании медленно готовят свою публичную финансовую отчетность, недостаточно четко проговаривают свою стратегию и видение будущего своих активов. Когда на Запад приходит российский инвестор, смотрят не на то, какого цвета флаг, а на то, что он может предложить, на каких условиях и насколько конструктивно он подходит к построению бизнеса со своими партнерами. Поэтому в первую очередь необходима открытость и ясность, которые ведут к возникновению уверенности у заинтересованных сторон, включая акционеров компании, наемных сотрудников и государства.
— Как правильно осуществлять зарубежную экспансию?
— Для начала нужно найти привлекательный актив, а затем действовать быстро и уверенно, сохраняя открытость и прозрачность. Также при выходе на зарубежные рынки необходимо учитывать культурные различия и различия в деловой практике и этике компаний из разных стран.
— Какие биржевые площадки наиболее привлекательны для листинга горнодобывающих компаний?
— Основными являются четыре биржевые площадки: австралийская и канадская, на которые выходят небольшие компании, а также лондонская и гонконгская. Гонконг развивается стремительно, в первую очередь из-за близости к Китаю. В частности, в Гонконге проводила IPO UC Rusal, а в настоящее время компания Kazakhmys plc осуществляет SPO.
— Возобновились разговоры о том, что может случиться вторая волна кризиса. Как считаете, как лучше в такой ситуации вести себя на рынке компаниям горнодобывающего сектора?
— Будущее горнодобывающих компаний зависит от спроса. А спрос, как мы знаем, растет благодаря быстроразвивающимся рынкам. Поэтому нельзя игнорировать тот факт, что у горнодобывающей отрасли открываются новые возможности, поэтому у меня нет озабоченности в отношении будущего отрасли.
БИОГРАФИЯ
Тим Голдсмит является руководителем всемирной группы PwC по предоставлению аудиторских и консультационных услуг предприятиям горнодобывающей промышленности. В этой роли он взаимодействует с офисами глобальной сети PwC, включая Мельбурн, Лондон, Йоханнесбург, Торонто, Пекин, Москву и др. Также он возглавляет австралийскую группу PwC, оказывающую содействие китайским компаниям в вопросах инвестирования в Австралию.

РБК дейли
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1193.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru