Шансы Украины получить прямые зарубежные инвестиции в 5 млрд евро от австрийского стального производителя "VoestAlpine AG" приобрели реальные очертания. На днях исполнительный директор VA Вольфганг Эдер сообщил, что его компания возобновила разработку проекта строительства металлургического комбината на черноморском побережье.
Долгий путь к Черному морю
Напомним, что эта инициатива была анонсирована еще в конце 2007 года, но глобальный кризис заставил австрийцев отказаться от амбициозных планов. Как оказалось, временно. Проектная мощность нового меткомбината VA с полным циклом должна была составить 5 млн тонн стали в год. Это почти совпадает с возможностями базового предприятия компании в австрийском Линце, рассчитанном на 5,5 млн тонн стали в год. Но в предкризисный период, когда продажи металлопродукции и цены на нее достигали апогея, выяснилось, что комбинат в Линце уже чисто технически не справляется с запросами "перегретого" рынка. Так, только в апреле-сентябре 2008 года выплавка стали на нем достигла 4,06 млн тонн, или 73,82% от годового объема, предусмотренного при проектировании предприятия.
Ранее, в апреле-сентябре 2007 года, этот показатель составлял 3,65 млн тонн, или 66,38% от проектного. То есть и тогда комбинат в Линце тоже работал на износ. Между тем финансовые возможности вполне позволяли VA построить новое предприятие в течение нескольких лет даже за счет собственных средств, без привлечения заемных ресурсов. Так, только в апреле-сентябре 2008 года продажи компании составляли 6,5 млрд евро, а операционная прибыль – 918 млн евро. Годом ранее за аналогичный период также были получены высокие показатели, 4,71 млрд евро и 720,57 млн евро.
Именно тогда и начались консультации руководства VA с украинскими властями относительно возможного строительства меткомбината в Одесской области, в районе порта Южный. Но затем для австрийцев, как и остальных европейских металлургов, наступили трудные времена. Уже в октябре-декабре 2008 года выплавка стали в Линце уменьшилась на 150 тыс. тонн, а выпуск проката – на 250 тыс. тонн к аналогичному периоду 2007 года. При этом чистая прибыль VA сократилась на 57%, до 68,6млн евро.
В этих условиях компании пришлось идти тем же путем, что и остальным участникам рынка. Так, в апреле 2009 года из-за снижения объемов производства 3,2 тыс. сотрудников VA были переведены на сокращенную рабочую неделю, а в мае оптимизация затронула уже 5,9 тыс. человек. Этот период стал "дном" кризиса для VA: в январе-марте 2009 ее чистая прибыль уменьшилась на 88% к аналогичному периоду 2008 года, до 34 млн евро. После чего началось постепенное восстановление утраченных позиций.
Сначала VА в сентябре 2009 года возобновила выплавку чугуна, запустив одну их двух доменных печей, ранее выведенных из эксплуатации. Тогда же вернулись к полному рабочему дню и 3,5 тыс. ее сотрудников. В результате финансовые показатели компании в октябре-декабре 2009 года вернулись к докризисным значениям: 132 млн евро прибыли, прирост на 87% к аналогичному периоду 2008 года. А в начале 2010 года VA возвратилась и к стратегии развития, объявив о планах увеличить долю поставок с подконтрольного рудника Эрцберг с 25% до 33% в структуре снабжения железной рудой.
Но кардинально решить вопрос с обеспечением железорудным сырьем VA помог никто иной, как владелец группы "Финансы и кредит" Константин Жеваго. Подконтрольный ему Полтавский ГОК в ноябре 2010 года подписал 10-летний контракт на поставку ЖРС для австрийцев. Сложно сказать, что от этого выиграл К.Жеваго, но австрийские металлурги в условиях повсеместного ежеквартального пересмотра цен, диктуемого мировыми лидерами Vale, RioTinto и BHP Billiton, несомненно получили определенные преимущества. Так, теперь они имеют возможность для долгосрочного планирования инвестиций – зная свои будущие расходы на сырье. Да и нельзя исключать, что цены по "коротким" контрактам в будущем окажутся выше, чем у ПолтавГОКа.
Тем временем австрийцы делают следующий шаг в направлении развития своего бизнеса. Новый участок по прокатке арматурного сортамента был запущен на предприятии VA в Капфенберге в конце сентября 2010 года. Его стоимость составила 130 млн евро. После чего в июле нынешнего года и было решено вернуться к самому масштабному замыслу – строительству нового комбината с полным циклом на черноморском побережье. Этому способствовало и дальнейшее улучшение финансовых показателей. Так, по итогам 2010-2011 финансового года (начинается 1 апреля) операционная прибыль VA составила 850 млн евро, по предварительным оценкам самой компании. А уже в новом, по словам В.Эдера, планируется получить свыше 1 млрд евро.
Главный претендент
До сих пор австрийский производитель не успел окончательно определиться с местом для размещения будущего комбината. Среди возможных вариантов рассматривались практически все страны черноморского региона, за исключением России. При этом VA успела подписать меморандумы о взаимопонимании по данному вопросу с правительствами Украины, Болгарии и Румынии. Более того, в Румынии компания в 2008 году даже успела купить земельный участок под производственную площадку комбината.
Однако конкурентом Украины в споре за 5 млрд евро австрийских инвестиций может стать разве что Турция. Ведь Румыния и Болгария входят в Евросоюз, у которого очень высокие требования к экологическим стандартам промышленного производства. Именно это обстоятельство и вынудило VA принять решение о размещении нового меткомбината за пределами Австрии. Что же касается Турции, то ее шансы вступить в ЕС пока весьма неопределенны, несмотря на заявления властей страны.
Тем не менее старший аналитик компании "Astrum Investment Management" Юрий Рыжков полагает, что шансы у Турции выше, чем у Украины. "За прошедшие два года не произошло существенных изменений к лучшему ни в сфере развития инфраструктуры, ни в условиях ведения бизнеса", – подчеркнул он в комментарии МинПрому. По его словам, заинтересованность турецких властей в привлечении инвестиций намного выше, чем в Украине. "Сложно поверить, что в отечественный ГМК будут звать зарубежного инвестора, создавая конкуренцию местным бизнес-группам. Поэтому я думаю, что с украинской стороны будут определенные препятствия этому проекту", - отметил Ю.Рыжков.
В качестве еще одного негативного фактора, отталкивающего VA от Украины, он назвал проблемы с возмещением НДС для металлургических компаний. "Причем более 40% от общей суммы по отрасли пришлась на комбинат "ArcelorMittal Кривой Рог", как раз и принадлежащий зарубежной корпорации", – подчеркнул эксперт. Вместе с тем он полагает, что все вышеуказанные факторы "не делают невозможным" принятие окончательного решения в пользу Украины при выборе площадки для нового комбината VA. Также представитель Astrum выразил мнение, что общая стоимость проекта VA в целом не изменилась. "Здесь есть факторы и удорожания, и снижения стоимости. Поэтому, думаю, она осталась на ранее задекларированном уровне", – резюмировал он.
Вице-президент ассоциации "Укрмет" Сергей Грищенко подчеркивает, что в настоящее время практически все ведущие мировые производители стали достигли докризисного уровня, а в Китае даже превысили его. Украина по итогам 2010 года заняла восьмое место в мире по объемам выплавки стали. "Во многом это было достигнуто за счет роста потребления в Китае", – отметил он.
Вице-президент Укрмета полагает, что с учетом амбициозных планов китайского правительства сравнять экономический уровень отсталых внутренних районов страны с прибрежными, Украина имеет хорошие перспективы для увеличения объемов выплавки стали. "Это будет означать стабильный дефицит стали, и с учетом мировых трендов смысл в строительстве комбината в Украине есть. Но я как человек, ранее входивший в рабочую группу по изучению предложений VoestAlpine, на месте этой компании не ориентировался бы на комбинат полного цикла", – сказал С.Грищенко.
По его словам, VA планирует строительство на своем новом предприятии доменного цеха с мощностью около 2,5 млн тонн чугуна в год, а также обогатительного и коксохимического производства. "Я бы рекомендовал компании, не отказываясь от проекта создания предприятия, ориентироваться на технологии прямого восстановления железа, исключающие доменный передел. По такому пути пошли в ОАЭ и Египте, где без ресурсной базы по коксу построены крупные металлургические предприятия с использованием DRI", – резюмировал вице-президент "Укрмета".