Беседовал Георгий Карпенко
Накануне Дня Металлурга генеральный директор «Украинской горно-металлургической компании» Младен Пейкович в эксклюзивном интервью бизнес-порталу UGMK.INFO оценил итоги работы УГМК в 1-м полугодии и рассказал о планах компании на ближайший период.
- Как оцените итоги работы УГМК за 1-е полугодие 2011 г.?
- Прежде всего, хочу поздравить всех работников горно-металлургического комплекса с отмечаемым 17 июля Днем Металлурга. Я думаю, что этот праздник, оставшийся в наследство от Советского Союза, - это то позитивное, от чего отказываться не стоит. От имени компании УГМК, одного из лидеров металлоторговли страны, желаю всем металлургам хорошего настроения и здоровья, успешных результатов на работе, мира в семьях.
А теперь об итогах. Мы удовлетворены развитием компании в первой половине текущего года. Объемы продаж металлопродукции на внутренний рынок Украины за январь-июнь 2011 г. увеличились на 27% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, достигнув 150 тыс. т.
Это вполне укладывается в параметры нашего бизнес-плана и есть предпосылки, что он будет выполнен.
- Какие макроэкономические факторы определяли динамику развития украинского рынка проката в 1-м полугодии 2011 г.?
- Если отвечать коротко, то основные позитивные факторы – выход из сложной экономической ситуации, сложившейся вследствие мирового кризиса, реализация проектов, связанных с подготовкой к проведению в Украине футбольного Евро-2012, стабилизация политической ситуации в стране после выборов, а также процесс выстраивания взаимоотношений между новой властью и бизнесом, в ходе которого обе стороны «притирались» друг к другу.
Думаю, стоит также напомнить и о роли глобальных факторов, которые позитивно влияют на развитие экономики страны в целом, и в особенности на металлургию, которая является крупнейшим экспортирующим сектором и поэтому имеет сильную связь с колебаниями на мировых рынках.
- Как вы в целом оцениваете существующий бизнес-климат в Украине, насколько он благоприятствует или мешает работе УГМК и металлоторгового бизнеса?
- Безусловно, в этом вопросе многое необходимо улучшать. Мы знаем, что в многочисленных мировых рейтингах по уровню привлекательности для инвестиций или удобству ведения бизнеса Украина, скажем так, занимает далеко не ведущие позиции. На мой взгляд, учитывая имеющиеся у страны ресурсы, географические и экономические преимущества, мы можем и должны входить в двадцатку наиболее развитых стран – по всем рейтингам.
- Существуют ли, на Ваш взгляд, простые и действенные меры со стороны правительства, которые могли бы принести быстрый эффект для развития экономики и внутреннего потребления?
- В сербском языке есть пословица – Što je brzo to je i kuso, это аналог русской пословицы «поспешишь – людей насмешишь».
Не думаю, что нужно говорить о каких-либо мерах, рассчитанных на
«быстрый» результат. Я являюсь сторонником другого подхода – скорость имеет второстепенное значение, главное – долгосрочный результат. Здесь можно провести аналогию со строительством дома – чтобы новый дом стоял долго, необходимо начинать с надежного крепкого фундамента и двигаться поступательно.
На мой взгляд, наиболее важное сегодня во взаимоотношениях власти и бизнеса – создание четких и стабильных «правил игры», неизменность которых позволит инвесторам строить и реализовывать долгосрочные планы.
- Как сказалось на работе компании введение нового Налогового Кодекса?
- Есть определенное влияние, хотя не могу сказать, что столь уж существенное. К примеру, приходится вносить много изменений в существовавшую ранее систему документооборота, бюрократии добавилось. Это усложняет нашу работу, но я надеюсь, что в будущем позитивы от введения нового НК будут перевешивать негативы.
- Произошли ли существенные изменения в позициях ведущих игроков на рынке за прошедшие полгода?
- Нет. В будущем доли рынков ведущих компаний, конечно, будут иметь определенные колебания, но лидирующими останутся те же. Предпосылок для появления новых крупных игроков в настоящее время я не вижу.
Что касается УГМК, то сейчас наша доля на вторичном рынке продаж составляет 15,3%. У нас достаточно преимуществ, чтобы с уверенностью смотреть в будущее. Это и самая разветвленная сеть, и широчайший сортамент продукции, и большой спектр сервисных услуг, и конкурентные цены.
- Видите ли Вы опасность в тенденции к дальнейшему укрупнению рынка, в ходе которого крупные игроки продолжают наращивать свои доли, а мелкие выходят из бизнеса?
- Ряд самых маленьких компаний, действительно, теряют
«почву под ногами» – и это естественный процесс. В то же время, общая доля ведущих игроков, по имеющимся у нас данным, стабильно растет – где-то на 3-5% в год. Это устойчивая тенденция, которая наблюдается уже 3-4 последних года, и она имеет свои причины. Потребители хотят иметь дело с крупными компаниями, которые имеют большие объемы продукции на складах (а это, в свою очередь, означает замораживание средств на длительный срок, что не может позволить себе мелкий трейдер), а кроме того – отсрочку платежа и гарантии поставок.
- Над какими проектами развития в настоящее время работают в компании УГМК?
- Мы рассматриваем и уже реализуем сразу несколько новых проектов. В частности, до конца года планируем открытие новой региональной торговой площадки. В Киевском супермаркете металла с помощью
«Банка Ренессанс Капитал» запустили программу кредитования физлиц на покупку металла. Поскольку банки на сегодняшний день так и не возобновили кредитование физических лиц для этих целей, мы решили взять инициативу на себя.
Если внедрение этого механизма себя оправдает, будем распространять его и на другие регионы. Сейчас в Украине никто из трейдеров, кроме нас, кредитования закупок проката физлицам не предлагает.
- Какие факторы в настоящее время оказывают наибольшее влияние на формирование внутренних цен?
- Поскольку, как я уже говорил украинский рынок металла является частью глобального, наибольшее влияние на стоимость металлопродукции оказывает уровень экспортных цен. Кроме того, традиционно важным факторами являются активность потребителей, которая в нынешнем году лучше, чем в прошлом, а также рост затрат производителей, сезонный фактор и пр.
- Упрощенно говоря, сейчас «рынок продавца» или «рынок покупателя»?
- Сегодня состояние рынка очень уравновешено, я вижу баланс между интересами тех и других, между спросом и предложением.
- Ваши прогнозы на развитие украинского рынка металлопродукции во 2-м полугодии?
- Я бы сказал, это больше надежды, чем прогнозы (смеется – ред.). Прогнозировать сейчас очень сложно, жизнь часто приносит неожиданные сюрпризы.
Если серьезно, я надеюсь, будет не хуже, чем было в 1-м полугодии. Но мы ставим задачу отработать лучше.