Предложение Монголии по поводу добычи коксующихся углей украинскими компаниями воспринимается исключительно как жест доброй воли.
Вряд ли какая-нибудь из отечественных компаний решится принять заманчивое предложение, несмотря на дефицит коксующихся углей в Украине. Хотя месторождение Таван Толгой — действительно весьма привлекательно для инвесторов. Оно располагает 6,5 млрд. тонн угля, 40% которого — коксующийся. При этом добычу можно вести открытым способом, что обеспечивает низкую себестоимость. Однако затраты на транспортировку продукции из пустыни Гоби до границы с Россией, а затем через всю Россию до Украины “съедят” все возможные выгоды такого бизнеса. Тем более, что Российские железные дороги (РЖД) с завидной регулярностью повышает тарифы на грузоперевозки, а теперь эта компания стала одним из участников проекта на Таван Толгой и вряд ли захочет благоприятствовать бизнесу конкурентов.
Стоит напомнить, что похожие проблемы — хотя и в меньших масштабах — существуют на Кузбассе. По словам главы Кемеровской области Амана Тулеева, “региону, который находится в центре России, приходится везти уголь от мест добычи — что на запад, что на восток — на расстояние 4,5 тыс. км, и транспортная составляющая в его цене для покупателя достигает 60%”. Кемеровский губернатор говорит, что “Кузбасс связывает развитие угольной отрасли с внедрением новых технологий в переработке угля и с созданием продукта, обладающего высокой добавленной стоимостью”. Кстати, ЗАО “Шахта “Беловская” реализует на Кузбассе проект энерго-угольного кластера, в состав которого, помимо угледобывающих мощностей, войдут обогатительная фабрика, комплекс по производству термококса, электростанция, работающая на угле и горючем газе, а также система по улавливанию и захоронению углекислого газа. А на участке “Серафимовский” (компания “Заречная”) реализуется проект получения синтез-газа, часть которого предполагается направлять на ТЭС, которая будет построена рядом с шахтой, а часть пойдет на производство метанола.
Казалось бы, что мешает реализовать этот сценарий на Таван Толгое? Да хотя бы тот факт, что месторождение находится в пустыне, в 100 км от небольшого городка, а до населенных пунктов, куда можно было бы поставлять электроэнергию, довольно далеко. Строительство же одного только коксохимического завода проблему не решит — в таких случаях важен именно комплексный подход. А из-за гигантских расстояний вряд ли будет выгодно везти в Украину кокс из Монголии.
Простейший вариант — экспортировать уголь в соседний Китай, но это — именно то, чего Монголия стремится избежать. Главное же — вероятные украинские инвесторы этого проекта окажутся между Сциллой и Харибдой.
Основная проблема Монголии заключается в том, что ее богатейшие природные ресурсы заперты в глубине континента. Не имея выходов к морю, страна вынуждена ограничиваться двумя торговыми партнерами — Россией и Китаем, а оба эти гиганта прекрасно умеют использовать свои преимущества. Монголия зависит от них не менее остро, чем Украина от России по поставкам природного газа. Причем если украинская проблема разрешима хотя бы теоретически, то у монгольской — решения нет в принципе. При этом и Россия, и Китай, готовы оказывать всяческую помощь Монголии, в частности, в развитии транспортной инфраструктуры. Разумеется, не бесплатно.
Мощный рывок экономики Поднебесной привел к острому дефициту сырья внутри страны, и китайцы начали опустошать международные рынки, где цены начали быстро расти. Разумеется, они не забыли и о Монголии, которая сейчас поставляет в Китай уголь — 90% экспорта этого сырья адресовано именно в эту страну. По данным министерства минеральных ресурсов и энергетики Монголии, в 2010 году в Китай было экспортировано 16,6 млн. тонн угля, а в 2011 году объем поставок достигнет 30 млн. тонн. Фактически Китай — монопольный покупатель, что он успешно и использует в ценовых переговорах. Поэтому желание монгольского правительства найти альтернативных покупателей вполне понятно, но осуществить его — весьма непросто.
Тем не менее, такая возможность есть. Монголия собирается экспортировать свои ресурсы в Азиатско-Тихоокеанский регион через российские порты. Правда, это чревато ростом зависимости от России, которая активно продолжает советскую традицию — помогать “братской стране”. СССР, от которого Монголия сумела дистанционироваться еще в 1921 году, всегда ей “помогал”, и окончательно избавиться от этой зависимости она смогла только после развала Союза. Понятно, что РФ стремится исправить это упущение, и сейчас для этого открываются неплохие перспективы: чтобы диверсифицировать свои экспортные потоки, стране необходимо построить сеть железных дорог, по которым можно будет транспортировать сырье в тихоокеанские порты РФ. Кстати, еще с 1949 года половина акций существующих железных дорог принадлежит России, которая готова и дальше помогать Монголии в решении ее транспортных проблем.
Китай тоже готов помочь с развитием транспортной инфраструктуры — разумеется, в своем направлении, однако Монголия, похоже, уже сделала свой выбор. И ее новые железные дороги будут, в отличие от китайских, ширококолейными, как в России. Дело в том, что, хотя экспорт через российские порты будет стоить в три раза дороже, чем прямая транспортировка в Китай, этот вариант обеспечивает стране альтернативные рынки сбыта, в частности, в Японии и Южной Корее. Это избавит Монголию от попыток ценового диктата со стороны единственного покупателя. Кроме того, можно ожидать, что цены на уголь будут расти быстрее, чем затраты на транспортировку. Наконец, экспорт через Россию не исключает параллельных поставок в Китай, и объемы поставок по разным адресам вполне можно регулировать.
Кстати, результаты конкурса по Таван Толгою весьма примечательны. Самая большая доля — 40% — будет принадлежать консорциуму во главе с китайской China Shenhua Energy, куда входит также японская Mitsui. Еще 36% проекта Таван Толгой завоевал консорциум с участием РЖД, в который, помимо российской компании, входят южнокорейские POSCO, KEPCO, LG Corp и Daewoo International, а такжеи японские торговые дома Itochu, Sumitomo, Marubeni и Sojitz Corp. Наконец, еще 24% проекта выиграла американская угледобывающая компания Peabody Energy. Все эти компании заплатят Монголии в общей сложности, 1 млрд. долларов, из которых 500 тыс. не подлежат возврату.
Разумеется, украинские компании вполне могли бы занять достойное место в этом угольном клубе. Но вряд ли смогут конкурировать с другими участниками в сфере экспорта: каждая из них, за исключением РЖД, планирует возить уголь в свою страну, а для украинских компаний такой вариант, пожалуй, исключен. Тем не менее, президент Виктор Янукович заявил на совместной с президентом Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем пресс-конференции: “Для нас очень интересен вопрос добычи коксующегося угля в Монголии, который сегодня Украина экспортирует частично из России... И в ближайшее время наши эксперты выедут в Монголию, чтобы изучить вопросы, которые будут касаться способов добычи угля, его качества и, конечно, возможности транспортировки его, скорее всего, на территорию России”. Правда, неясно, кто на этой территории будет его покупать.
Угольные проекты Монголии:
Большой Таван Толгой (добыча — 3 млн. тонн; разведанные запасы — 6400 млн. тонн).
Малый Таван Толгой (добыча — 3 млн. тонн; разведанные запасы — 20 млн. тонн).
Ukhaa Khudag (добыча — 7 млн. тонн; разведанные запасы — 505 млн. тонн).
Baruun Naran (добыча — 1 млн. тонн; разведанные запасы — 212 млн. тонн).
Narliin Sukhait (добыча — 8 млн. тонн; разведанные запасы — 220 млн. тонн).
Dvoot Tolgoi Soumber (добыча — 4 млн. тонн; разведанные запасы — 360 млн. тонн).
Khushuut (добыча — 0,5 млн. тонн; разведанные запасы — 149,2 млн. тонн).