Переговоры между представителями Белого дома и членами конгресса, пытавшимися согласовать долгосрочный план сокращения бюджетного дефицита, принятие которого открыло бы дорогу для повышения до 2 августа уровня госдолга, сорвались в пятницу вечером. Возросла вероятность реализации одного из негативных вариантов развития событий, которые решило рассмотреть агентство Standard & Poor's.
В последние дни президент Барак Обама и спикер палаты представителей Джон Бонер вели переговоры по вопросу о сокращении дефицита бюджета. Обсуждалось сокращение расходов на $3 трлн в течение 10 лет, а также проведение налоговой реформы в 2012 г., сообщали Financial Times и The Wall Street Journal. Демократы настаивают, что любая договоренность должна включать получение дополнительных доходов. Республиканцы выступают против любых усилий по получению допдоходов за счет повышения налогов или ограничения налоговых льгот для богатых американцев и некоторых компаний. Один из сенаторов-демократов заявил FT, что его коллеги по партии пришли в ярость, узнав о предложении республиканцев урезать расходы на пенсии и программы в области здравоохранения для бедных и пожилых людей.
Но поздно вечером в пятницу Бонер вышел из переговоров. «В конечном итоге, мы не смогли найти точек соприкосновения. Вопрос не в персоналиях, а в разных взглядах на будущее нашей страны, — говорится в письме Бонера коллегам. — Я решил прекратить переговоры с Белым домом и начать дискуссию с сенатом в попытке найти путь вперед».
Между тем, в пятницу днем Standard & Poor's распространило отчет, в котором рассмотрело три сценария развития ситуации в ближайшее время. Ранее, 14 июля, агентство поместило рейтинг США по долгосрочным долговым обязательствам ААА и по краткосрочным — А1+ на пересмотр в сторону возможного понижения из-за сомнений в возможности Вашингтона решить вопросы сокращения бюджетного дефицита и повышения потолка долга.
Сценарий № 1 — Белый дом и конгресс договорятся поднять потолок долга и сотрудничать на долгосрочной основе для реализации плана бюджетной консолидации. В этом случае Standard & Poor's скорее всего снимет рейтинг с пересмотра, но прогноз может остаться негативным. Даже если Вашингтон действительно избежит дефолта, доверие инвесторов к доллару, казначейским облигациям и институтам США могут пострадать в долгосрочной перспективе. Существенное замедление государственных расходов будет иметь в целом негативные последствия для экономики, особенно для корпоративных и государственных организаций, которые наиболее зависят от федеральных расходов.
Воздействие такого исхода на финансовые институты будет небольшим (именно такой сценарий заложен в их оценку агентством), а на корпоративных заемщиков — косвенным и зависеть от того, как фискальная консолидация повлияет на восстановление экономики.
Сценарий № 2 — Белый дом и конгресс согласятся поднять потолок долга, чтобы избежать возможного дефолта, но будут не в состоянии сформулировать то, что можно будет счесть реалистичным и заслуживающим доверия планом бюджетной консолидации.
В этом случае Standard & Poor's могут снизить рейтинг США до AA+ / A1+ с негативным прогнозом в течение трех месяцев и, возможно, уже в начале августа. Агентство ожидает увидеть умеренный рост долгосрочных процентных ставок (25-50 базисных пунктов) из-за снижения доверия рынков, а также некоторое замедление экономического роста на 25-50 б. п. на фоне роста осторожности со стороны потребителей и бизнеса. Сохранение статус-кво на федеральные расходы помогло бы смягчить стресс в секторе госфинансов до того, как в итоге будет заключено соглашение о значительном сокращении бюджетных расходов.
Сценарий № 3 — Белый дом и конгресс не смогут прийти к соглашению по повышению потолка долга до 2 августа и министерство финансов начнет резко сокращать расходы, чтобы сохранить денежные средства на обслуживание долга и не превысить предельный уровень долга. Если такое положение дел сохранится в течение долгого времени, США могут потерять возможность обслуживать долг. Это приведет к масштабным негативным последствиям на мировых финансовых рынках и, скорее всего, новой рецессии в США.
В случае реализации этого сценария Федеральная резервная система начнет третий раунд количественного смягчения. Минфину, видимо, удастся рефинансировать казначейские облигации на $59 млрд, истекающие 4 и 11 августа, и провести 3 августа социальные выплаты за счет урезания ряда расходов и отсрочки платежей правительствам штатов, подрядчикам и федеральным служащим.
Неспособность погасить долг или выплатить проценты (15 августа США должны заплатить проценты на $62 млрд) будет представлять собой выборочный дефолт в соответствии с критериями Standard & Poor’s, которое понизит рейтинг до SD («выборочный дефолт»). Даже если центробанки начнут вкачивать ликвидность в финансовую систему, произойдет резкий спад на фондовых рынках, рост процентных ставок по займам и межбанковским кредитам, корпоративные долговые рынки будут открыты только для эмитентов высокого качества. Потребители и компании, скорее всего, прекратят тратить деньги на все, кроме предметов первой необходимости, а курс доллара упадет на 10% и более по отношению к другим основным валютам. Инвесторы бросятся на рынки реальных активов, могут вырасти цены на нефть и прочее сырье.
Даже если вскоре после дефолта потолок долга будет повышен и США снова смогут начать выпуск казначейских облигаций, привлекать средства они смогут уже по значительно более высоким ставкам, а в мировой экономике может быстро начаться рецессия. Может повториться ситуация осени 2008 г.
В целом противостояние в Вашингтоне, по мнению Standard & Poor’s, принесет дополнительные проблемы Европе, учитывая значительные бюджетные дисбалансы в Греции, Португалии и Ирландии. Но последствия будут различаться в зависимости от конкретного сценария.